Региональная общественно-политическая газета
Свежий выпуск: №30 (29023) от 4 августа 2022 года
Издается с 24 февраля 1918 года
11 августа 2022,
четверг

«Когда я в работе, то не думаю ни о каких наградах»: режиссер Павел Чухрай не собирается в отставку

Звезды

Его фильм «Вор» с Владимиром Машковым в главной роли собрал множество российских и международных кинонаград (среди них — две премии «Ника» в самых престижных номинациях «За лучший игровой фильм» и «За лучшую режиссуру», премия Ватикана «За гуманизм и духовность», специальный приз жюри Венецианского кинофестиваля), был номинирован на «Оскар» и «Золотой глобус». А «Водитель для Веры» с Игорем Петренко, Аленой Бабенко и Богданом Ступкой, тоже не обделенный наградами, стал практически культовым. А вообще в кино Павел Чухрай — сын Григория Чухрая, режиссера легендарной «Баллады о солдате» — с детских лет: еще учась в школе, работал осветителем на «Мосфильме» и снялся в одной из главных ролей в фильме Марка Донского «Здравствуйте, дети!» Сейчас именитый режиссер возглавляет Российский Оскаровский комитет, сменив на этом посту безвременно ушедшего Владимира Меньшова. И продолжает писать сценарии и снимать кино, и уходить в отставку пока не планирует.

«Когда я в работе, то не думаю ни о каких наградах»: режиссер Павел Чухрай не собирается в отставку / Его фильм «Вор» с Владимиром Машковым в главной роли собрал множество российских и международных кинонаград (среди них — две премии «Ника» в самых престижных номинациях «За лучший игровой фильм» и «За лучшую режиссуру», премия Ватикана «За гуманизм и духовность», специальный приз жюри Венецианского кинофестиваля), был номинирован на «Оскар» и «Золотой глобус». А «Водитель для Веры» с Игорем Петренко, Аленой Бабенко и Богданом Ступкой, тоже не обделенный наградами, стал практически культовым. А вообще в кино Павел Чухрай — сын Григория Чухрая, режиссера легендарной «Баллады о солдате» — с детских лет: еще учась в школе, работал осветителем на «Мосфильме» и снялся в одной из главных ролей в фильме Марка Донского «Здравствуйте, дети!» Сейчас именитый режиссер возглавляет Российский Оскаровский комитет, сменив на этом посту безвременно ушедшего Владимира Меньшова. И продолжает писать сценарии и снимать кино, и уходить в отставку пока не планирует.
Режиссеру Павелу Чухраю — 75!

«Спрятался» от юбилея

— Павел Григорьевич, поздравляем вас с юбилеем. Расскажите, как отметили?

— Спасибо! Я не устраивал никаких пышных торжеств с застольями и тостами, потому что не считаю это важным. Я «спрятался» — уехал из Москвы и провел праздник со своими близкими.

— У вас много престижных наград. Как вы к ним относитесь, что они для вас значат?

— Вопрос традиционный, но на него, как ни странно, трудно ответить. Конечно, когда я в работе, то не думаю ни о каких наградах. Но мы же делаем картину не для себя, а для зрителей. Поэтому важно то, как они принимают наши фильмы, как к ним относятся критики, что про них говорят на фестивалях. Так что сказать, что меня это вообще не волнует — это неправда. Когда ты получаешь престижные награды, когда участвуешь в национальных и международных фестивалях — это радость. И осознание небесполезности того, чем ты занимаешься.

Чувство времени

— Есть ли у вас ностальгическое отношение к прошлому? Когда вам интереснее работалось?

14

октября 1946 года родился Павел Чухрай

 — Конечно, радостнее и интереснее мне работалось и жилось в молодости. Самые яркие воспоминания — это воспоминания детства и юности. Это время ты чувствуешь лучше, чем другое — во всяком случае, у меня так. Поэтому мои фильмы очень часто рассказывают о времени или моего детства, или молодости: ты с этим был больше эмоционально связан, ты лучше понимал окружающую жизнь. В зрелом возрасте ты от многого отрываешься, ты живешь опытом. Это для художника и хорошо, и плохо… А с точки зрения работы — в советское время у тебя было много различных преград в виде цензуры и прочего, которые не давали совершенно свободно рассказывать о том, что ты хочешь людям сказать. Но это не означает, что я делал что-то неискренне. Я, например, никогда не врал. Но просто знал, что вот этого нельзя и того нельзя... Например, по безобидной картине «Клетка для канареек» я в 80-е годы получил двадцать одну поправку от Госкино: «Сменить финал, переменить то, это…» Можно просто было выкинуть картину и снять другое. При этом там ничего такого ведь не было… 

«Не ошибиться с артистом»

— Кого из современных артистов вы как режиссер можете выделить? С кем бы хотели поработать?

— Есть большое количество замечательных актеров, с кем я еще не работал. Их можно бесконечно перечислять. И, конечно, есть те, с кем работал и с удовольствием сделал бы это еще: Евгения Добровольская, Сергей Гармаш, Алена Бабенко, Владимир Машков, Сергей Маковецкий, Юлия Пересильд, и так далее... Я их всех люблю по-настоящему. Мне было с ними очень хорошо работать. Надеюсь, что и им со мной тоже. Может быть, нелегко, но мы всегда встречаемая не просто как друзья, а как ближайшие родственники.

— Как выбираете артистов на роли?

— Трудно. Особенно когда ты пишешь сценарий и сразу представляешь себе человека, какой он должен быть. А потом ты приходишь в реальность и понимаешь, что такого человека нет. И надо выбрать из тех, кто есть. Талантливых, замечательных, но других. И надо выбрать, кто больше подходит. Это сложно. Потому что и этот подходит, и этот, и они все отличные... В кино, в отличие от театра, нужна еще и психофизика. Знаете, иногда смотришь телевизор, видишь человека, например политика. Ты смотришь на него и слушаешь то, что он говорит, и не веришь ни одному его слову. Хотя, казалось бы, он говорит все ровно то же самое, что и другой человек, но почему-то ты ему не веришь. Потому что он не органичен. Так вот, задача режиссера — не ошибиться с артистом: выбрать такого, чтобы ему верили зрители.

Искусство возможного

С супругой Марией Зверевой — киносценаристом.

— Импровизацию на съемочной площадке любите?

— Да, очень люблю, но до определенной степени. Если я чувствую, что что-то не ложится — значит, переделываем. Я люблю делать разные дубли: когда мы сыграли по одному, потом говорим с артистом и решаем, что — всё, давай иначе сделаем! Часто это помогает. Мне нравится, когда есть варианты.

— Не было идеи снять новую версию «Водителя для Веры» или «Вора»? Сейчас модно делать ремейки на кассовые фильмы.

— Нет, таких мыслей не было. У меня была идея после «Водителя для Веры» сделать телевизионную картину. Такое продолжение про некоторых героев, про тех, кто остался в живых, и как складывалась их жизнь, мне было интересно это сделать. Но что-то не сложилось, и я недолго горел этой идей. Вообще, понимаете, я все время работаю. Когда не снимаю — я пишу сценарии. Я этим живу, мне это интересно. Но бывают ситуации, когда ты написал сценарий, но деньги на этот фильм не нашел. А через пару лет тебе уже скучно это делать, потому что меняется время, и ты сам уже другой, появляются другие идеи и сценарии, и ты уже пытаешься сделать что-то с ними. Правда, я сейчас снимаю фильм по сценарию, который был написан десять лет назад, но его пришлось модернизировать. Просто ситуация так сложилась, что у меня получилось его снять.

— Вам не жалко этих сценариев, которые так и не увидели жизнь?

— Знаете, конечно, жалко… Это твой труд, твои мысли, твои чувства. Но проходит время — и я к ним не возвращаюсь, потому что я бы уже просто написал все это по-другому.

Поправка на пандемию

— Расскажите про фильм, над которым вы сейчас работаете?

— Я не могу рассказать по условиям контракта. Но некоторые подробности озвучу. Это эпоха 49—57-х годов прошлого века. В этом промежутке мои герои действуют, влюбляются, живут, у них свои драмы, но финал хороший. Называется фильм «Воробьиное поле».

По безобидной картине «Клетка для канареек» я в 80-е годы получил двадцать одну поправку от Госкино: «Сменить финал, переменить то, это…» Можно просто было выкинуть картину и снять другое.

— Пандемия влияет на вашу работу?

— Да. И в моей работе, и в работе коллег, да и во всем мире произошли изменения. Были даже драматические моменты, когда по проекту у нас были утверждены актеры, причем не только российские, а еще и немецкие, и английские. Мы должны были снимать в Прибалтике и в Европе. И вдруг — пандемия! Даже продюсеры не понимали: какие и на каких условиях можно подписывать контракты, как вообще все это соблюдать и придерживаться договоренностей? Все остановилось! Пришлось изменить сценарий и сюжетные линии — снимаем только в Москве. Конечно, потом что-то стабилизировалось, но менять нам что-то снова уже не имело смысла.

«Учить правде»

— Сейчас считается, что мало снимают фильмов для подростков, молодежи.

Фильмы для молодежи снимаются, и снимают их молодые режиссеры. Так как они чувствуют молодежь. Эти фильмы очень часто не нравятся старшим, их часто критикуют за что-то неправильное. Но я боюсь, что никто точно не знает, как правильно или неправильно. Если молодых людей учить правде, морали и не лгать им, то они не вырастают циничными и дальше сами разберутся, как им жить в этой жизни.

— То есть нужно правильное воспитание?

— Меня часто спрашивают: «Когда вас папа (кинорежиссер Григорий Чухрай. — Прим. авт.) воспитывал, что он вам говорил?» Но он меня не воспитывал в таком понимании, что правильно, а что неправильно. Он мне говорил про жизнь: что он презирает, что он ценит в людях, что такое человеческое достоинство, что такое правда и что такое ложь. Вот и всё. Весь секрет в этом.

Фото Вадима Тараканова

Возрастная категория материалов: 18+

Добавить комментарий

Забыли?
(Ctrl + Enter)
Регистрация на сайте «Амурской правды» не является обязательной.

Она позволяет зарезервировать имя и сэкономить время на его ввод при последующем комментировании материалов сайта.
Для восстановления пароля введите имя или адрес электронной почты.
Закрыть
Добавить комментарий

Комментарии

Комментариев пока не было, оставите первый?
Комментариев пока не было
Комментариев пока не было

Материалы по теме

МегаФон обеспечил связью все главные туристические локации БайкалаНовости партнеров
Владимировка ждет волонтеров для строительства дамбПаводок
Восстановить дамбу и вернуть водоснабжение в Магдагачи должны до отопительного сезонаПаводок
Амурских строителей поздравили с профессиональным праздником первые лица областиОбщество
В Китае обнаружили останки вымершего древнего родственника амурских тигровОбщество
В столице Приамурья протестировали подсветку в сквере «Бабочка» (видео)Общество

Читать все новости

Звезды

Родион Газманов: «У меня сейчас — полёт души!» Родион Газманов: «У меня сейчас — полёт души!»
«Мне еще самому многому надо учиться»: народный артист Григорий Лепс поделился сокровенным
Актриса Юлия Галкина: «Когда с тобой рядом — эпоха, это страшно!»
От нищей юности до мировой славы: сериал «Шаляпин» расскажет о великом русском оперном певце
Павел Деревянко с «дылдами» добрался до Кипра, а Паулина Андреева стала музой Пушкина
Система Orphus