Региональная общественно-политическая газета
Свежий выпуск: №30 (29023) от 4 августа 2022 года
Издается с 24 февраля 1918 года
11 августа 2022,
четверг

«Чемпион мира» покажет битву титанов: как восстановили самый драматичный шахматный поединок XX века

Звезды

Наверное, это закономерно и правильно — рассказывать новым поколениям не только о тяжелейшей войне и Великой Победе, но и о тех выдающихся достижениях, о которых сейчас помнят, пожалуй, лишь одни пожилые. О наших победах в космосе и на спортивных площадках. Такие фильмы, как «Время первых» и «Салют 7», «Легенда № 17» и «Движение вверх», не случайно становятся лидерами проката, привлекают внимание миллионов зрителей, ведь они посвящены достижениям, которые составляют наши честь и славу. И сняты по-настоящему мастерски, и актеры там — самые лучшие, и играют блестяще. Таким же востребованным обещает стать и фильм Алексея Сидорова «Чемпион мира», премьера которого состоялась перед самым Новым годом в столичном кинотеатре «Октябрь». Эта картина посвящена самому драматичному поединку в истории шахмат: матчу за звание чемпиона мира между действующим чемпионом мира Анатолием Карповым и претендентом на этот титул — гроссмейстером Виктором Корчным, за несколько лет до этого матча эмигрировавшим из СССР.

  • Кадр из к/ф «Чемпион мира»
  • Появится в фильме и Владимир Вдовиченков.
  • Константин Хабенский и продюсеры картины.

Фильм зрителям представили исполнители главных ролей Иван Янковский и Константин Хабенский, а также занятые в картине Виктор Добронравов, Владимир Вдовиченков, Диана Пожарская, Дмитрий Миллер, Александр Филиппенко, и многие другие. Режиссер фильма Алексей Сидоров не скрывал своего волнения — ведь идею этой картины он вынашивал двадцать лет! И на премьеру пришел главный герой этой легендарной истории — гроссмейстер Анатолий Карпов.

Идея должна созреть

Александр Филиппенко тоже снимался в фильме «Чемпион мира».

В основе сюжета фильма — легендарный матч 1978 года за мировую шахматную корону. Матч до шести побед (без учета ничьих) проходил с 18 июля по 18 октября в филиппинском Багио. Решающей стала 32-я партия: Анатолий Карпов одержал победу со счетом 6:5.

Идею картины режиссер и автор сценария Алексей Сидоров вынашивал много лет. Работая над сценарием, он изучал шахматную литературу и все относящееся к судьбам участников — в частности, автобиографические книги Карпова и Корчного, а также просматривал кинохронику, запечатлевшую и сам матч, и другие жизненные моменты его участников.

— Я стал задумываться об этом матче, об этой истории, когда мне было десять лет, — рассказывает Алексей Сидоров. — Я застал тогда этот поединок, помню время, в которое все это происходило. Тогда была уникальная атмосфера, шахматные сводки с Филиппин разносились по всему Советскому Союзу, весь мир следил за игрой двух великих мастеров! Конечно, по политическим причинам о матче говорили вполголоса, но я знал, что происходит что-то важное. И еще, помню, фамилия Корчной казалась мне злой по звучанию. Я сам немного играл в шахматы с папой, и этот матч, конечно, стимулировал мой интерес к игре. Спустя 20 лет я вернулся к этой идее — это было сразу после съемок «Бригады», в начале 2000-х. Мне тогда хотелось выйти на какой-то новый режиссерский уровень. Но я походил с этой задумкой — и отложил материал: не мог придумать, как сделать шахматы интересными массовому зрителю, не мог найти ключа. Пытался даже зайти со стороны фэнтези… И только в прошлом году все завертелось в один день.

Главный герой

Анатолий Карпов с супругой Натальей Булановой на премьере фильма «Чемпион мира».

Для создателей фильма было важным присутствием на премьере самого Анатолия Карпова. И он приехал.

Анатолий Евгеньевич перед началом съемок встречался с создателями фильма и читал сценарий. Отдельно и очень обстоятельно Карпов беседовал с Иваном Янковским, которому предстояло воплотить его образ на экране. 

— Писать сценарий, не будучи шахматистом, было очень тяжело, не скрою, — признался Алексей Сидоров, который был не только режиссером, но и автором сценария. — Я имею представление об игре, но я даже не разрядник. Наша первая встреча с Анатолием Евгеньевичем Карповым по-настоящему вдохновила. Мы приехали к нему в Думу (сейчас Анатолий Карпов — депутат Государственной Думы. — Прим. авт.), долго его ждали с важного совещания. Когда он пришел, мы стали общаться так, будто знакомы миллион лет. Первое, что спросил у меня Анатолий Евгеньевич: «Вы сами играете?» Я ответил, что посредственно, и он, я заметил, немного расстроился, хотя виду старался не показывать. Мы решили, что я буду набираться знаний. В итоге я прочитал горы литературы: много автобиографического материала — книги Карпова, Корчного — много шахматной литературы… Это было очень тяжело, потому что с нуля въехать в эту Вселенную невероятно сложно. Это требует не только предельной концентрации, но и серьезного волевого усилия. Надеюсь, что все эти усилия чувствуются в фильме, и что нам удалось передать ощущение этого колоссального груза собственного интеллекта, который шахматисты несут в себе. Анатолий Евгеньевич очень нам помог, направлял нас. На съемочной площадке Карпов не был — все общение происходило на этапе подготовки. Он прочел сценарий, что-то посоветовал, что-то предложил.

Задачка для Янковского

Иван Янковский в роли Анатолия Карпова.

Главную роль — Анатолия Карпова – в фильме доверили сыграть Ивану Янковскому. Молодой артист очень серьезно подошел к этой работе. Кстати, эта роль для него стала судьбоносной во всех смыслах этого слова. На съемочной площадке Иван познакомился с Дианой Пожарской. Актриса исполняет роль супруги гроссмейстера. И так сложилось, что уже в начале этого года пара объявила о своей свадьбе, а еще через полгода у супругов родился сын, которого назвали Олегом — в честь его легендарного прадедушки Олега Янковского. По красной дорожке Иван и Диана прошли вместе — и как исполнители ролей супругов, и как супруги.

— Я попал в картину чуть ли не за две недели до начала съемок, снимаясь в сериале «Топи» в Минске, — вспоминает Иван. — Пришлось ездить на площадку «Чемпиона мира» из Белоруссии, параллельно готовясь там. Я много читал про партии великих шахматистов, проигрывал их, учился партиям Карпова. Подготовка была очень важна для этого проекта — как держать в руке фигуру, делая ход, как нажимать на часы, как записывать ходы. Я старался за минимально короткий срок вместить в себя максимальный объем этих специфических знаний. То, как я играл в шахматы, когда пришел на этот проект, и после — это, конечно, большая разница. Многому меня научил главный консультант фильма Дмитрий Иванович Олейников (куратор Музея шахмат, кандидат в мастера спорта и кандидат исторических наук. —  Прим. авт.). А потом я как-то купил журнал про шахматы, и на обложке был потрясающе интересный парень — это оказался Даниил Дубов, чемпион мира по быстрым шахматам. Его образ и внешность — это то, что я захотел использовать в фильме. И я сам написал ему сообщение в социальных сетях, попросил встретиться и поговорить про шахматы, он согласился. Так что в работе над образом Анатолия Евгеньевича мне очень помог и Даниил Дубов. Что касается самого матча — до того, как меня пригласили на эту роль, я практически ничего о нем не знал, все пришлось изучать с нуля. Мы встречались с Анатолием Карповым, проговорили полтора часа. Какие-то подробности я узнал от него, что-то потом прочитал. Вообще, модель его личности такова: очень сдержанный, сосредоточенный человек, который не расплескивает внутренний мир и багаж знаний. Меня в принципе привлекла фигура шахматиста: он должен быть таким «секретным агентом», не показывать свои эмоции при проигрыше и даже при выигрыше. Не секрет, что Карпов выиграл, но какими усилиями! Он очень сильно похудел, у него сдавали нервы, он путал реальность и сон. Не знаю, согласится ли со мной Анатолий Евгеньевич, но то, каким мы пытались воссоздать тот матч в картине — это суровое испытание…

Человек, одержимый игрой

Константин Хабенский в роли Виктора Корчного.

Вторую главную роль — противника Анатолия Карпова Виктора Корчного — доверили сыграть Константину Хабенскому.

— Виктор Корчной в моем представлении — человек, одержимый игрой, — пояснил Хабенский. — Такие люди чуть шире государственных границ. Мы можем так сказать про людей, которые уезжали в то время из страны не потому, что становились предателями — а потому, что здесь им не хватало пространства для реализации собственного таланта. И здесь у нас — подобная история: Корчному в СССР было мало пространства для реализации себя в шахматах. Человек мыслил не территориальными категориями, а большой игрой. При этом во главе угла для него — сама игра, а не результат. Насколько я успел заметить по общению с консультантами и по книгам, которые читал, шахматы — это иной мир. Это другой уровень погружения и восприятия этого мира. Я, возможно, сейчас грубо скажу, но шахматисты — лунные люди. Люди, у которых другие ориентиры. Когда они садятся за шахматную доску — это как боксеры, которые выходят на ринг. Им не важно, кто перед ними — важен сам момент боя и то, как они идут к своей цели. Сам я благодаря съемкам приобрел агрессивность и наглость с точки зрения игры. Но сказать, что я очень сильно продвинулся в комбинациях и знаниях, не могу. Чтобы погрузиться в шахматы, надо жизнь положить, а не как я — на уровне старшей группы детского сада.

Под знаком ковида

Супруги Иван Янковский и Диана Пожарская на премьере фильма «Чемпион мира».

Съемки проекта стартовали в июле прошлого года. Потом их пришлось прерывать из-за пандемии, и завершились они уже минувшим летом.  Съемочная группа работала в Москве, Сочи, Сербии и Черногории.

Как мы уже отметили, в качестве главного консультанта на проекте был кандидат исторических наук Дмитрий Олейников. Он следил за всеми важными с точки зрения игры деталями: правильным положением шахматной доски, историческим соответствием последовательности ходов и показаний часов, расположением демонстрационных досок, работой демонстраторов и многим-многим другим.

Все актеры фильма, исполняющие роли шахматистов, прошли серьезную шахматную подготовку: читали специализированную литературу, беседовали с тренерами-консультантами и разбирали с ними партии. А художники картины детально восстанавливали интерьеры, в которых проходили турниры. По сохранившейся кинохронике и фотографиям в съемочном павильоне был выстроен зал в Багио (шахматный стол, кресла игроков и даже часы были такие же, какие использовались в матче). Первую партию матча в Багио из 18 ходов Иван Янковский и Константин Хабенский разобрали, запомнили и сыграли на площадке целиком.

— Мы просто включили камеры — и они сыграли, — вспоминает режиссер. — Я очень жалею, что мы не можем показать партию в фильме полностью в реальном времени, но это феноменально — оторваться невозможно! Надеюсь, в картине читается, что актеры играют вживую: что они живут и погибают в этот момент…

Важный ход в судьбе

На премьере режиссер Алексей Сидоров пригласил на сцену всю съемочную группу. Он представил каждого члена команды и поприветствовал Анатолия Карпова, который сидел в зале.

Алексей Сидоров представляет свой фильм.

— Эта история — не про шахматы, я это сразу для себя понял, — сказал режиссер. — Это фильм о судьбе, о предназначении, о принятии вызова, об ответственности, о ценности семьи. Это человечное кино. Шахматы — это каркас, на который нанизаны огромные ценностные вопросы. Каждый ход меняет человека. Я надеюсь, что это удалось передать. По крайней мере, я сделал все, чтобы это получилось, и смотрю в будущее как шахматист, рассчитавший длинную комбинацию и совершивший важнейший ход.

Виктор Добронравов на премьере вместе с супругой Александрой Торгушниковой.

 

Фото Вадима Тараканова и пресс-службы фильма

Возрастная категория материалов: 18+

Добавить комментарий

Забыли?
(Ctrl + Enter)
Регистрация на сайте «Амурской правды» не является обязательной.

Она позволяет зарезервировать имя и сэкономить время на его ввод при последующем комментировании материалов сайта.
Для восстановления пароля введите имя или адрес электронной почты.
Закрыть
Добавить комментарий

Комментарии

Комментариев пока не было, оставите первый?
Комментариев пока не было
Комментариев пока не было

Материалы по теме

Родион Газманов: «У меня сейчас — полёт души!»Родион Газманов: «У меня сейчас — полёт души!»
«Мне еще самому многому надо учиться»: народный артист Григорий Лепс поделился сокровенным«Мне еще самому многому надо учиться»: народный артист Григорий Лепс поделился сокровенным
Актриса Юлия Галкина: «Когда с тобой рядом — эпоха, это страшно!»
От нищей юности до мировой славы: сериал «Шаляпин» расскажет о великом русском оперном певце
Павел Деревянко с «дылдами» добрался до Кипра, а Паулина Андреева стала музой Пушкина
Анастасия Волочкова: «Мне не важно, танцую я в Кремле или в Доме культуры»
«Наверное, в паспорте ошибка»: писательница Дарья Донцова не верит, что ей уже 70
«Моя спасительница»: как Елена Малышева спасла Николая Дроздова после укуса гадюки
Дмитрий Колдун наколдовал себе неплохой урожай
«Ничего, что мой папа — еврей?»: Лолита не собирается покидать Россию
«Бультерьер»: что связало вместе звезду ММА Владимира Минеева и Белаза

Кадр из к/ф «Чемпион мира»Кадр из к/ф «Чемпион мира»Появится в фильме и Владимир Вдовиченков.Появится в фильме и Владимир Вдовиченков.Константин Хабенский и продюсеры картины.Константин Хабенский и продюсеры картины.
В столице Приамурья протестировали подсветку в сквере Бабочка (видео)Общество
Из-за танцевального фестиваля в Благовещенске перекроют часть улицы ПионерскойОбщество
12 участков дорог в Приамурье остаются закрытыми (список)Общество
Житель Белогорска залез в квартиру через балкон и купил себе кроссовки на украденные деньгиПроисшествия
Амур вышел на пойму в районе Благовещенска, Зея растет: гидрологическая обстановка на 11 августаОбщество
Более 100 миллионов рублей необходимо Тынде на строительство двух новых мостовОбщество

Читать все новости

Звезды

Родион Газманов: «У меня сейчас — полёт души!» Родион Газманов: «У меня сейчас — полёт души!»
«Мне еще самому многому надо учиться»: народный артист Григорий Лепс поделился сокровенным
Актриса Юлия Галкина: «Когда с тобой рядом — эпоха, это страшно!»
От нищей юности до мировой славы: сериал «Шаляпин» расскажет о великом русском оперном певце
Павел Деревянко с «дылдами» добрался до Кипра, а Паулина Андреева стала музой Пушкина
Система Orphus