• Данила Козловский стал генпродюсером картины, режиссером и исполнителем главной роли.
  • Евгений Шварц в роли Феникса Юсупова.
  • Съемки проходили в Санкт-Петербурге, Москве, Тбилиси, Ленинградской области и Подмосковье.

Месть анархиста

Главный герой, анархист по прозвищу Карамора (его и играет Данила Козловский), раскрывает существование мощной тайной организации, состоящей из монархических домов и дворянских династий Старого Света. Силы этих людей далеко превосходят человеческие возможности, а их власть не знает границ. Потеряв по их вине возлюбленную и близких друзей, Карамора объявляет войну тайному обществу.

—Мы не претендуем на документальное историческое исследование или реконструкцию, — поясняет свой замысел Данила Козловский. — Это альтернативная история, и действие нашей саги происходит в альтернативной России начала XX века. Поэтому, задав такие правила игры, мы можем фантазировать, экспериментировать и хулиганить. Мне показалось чрезвычайно интересным, что ничего подобного до нас — с точки зрения отношения к истории — никто не делал, во всяком случае, в нашей стране. Все реальные персонажи возникают не по принципу «давайте использовать здесь Юсупова, а здесь Столыпина или кого-то еще». Они возникают очень логично — а дальше начинают взаимодействовать с вымышленными персонажами.

Переломная эпоха

Автором сценария выступил Александр Фомин, имеющий за своими плечами, помимо режиссерского, еще и филологическое образование, и педагогический опыт преподавания истории. Оригинальный сценарий на основе одноименного рассказа Максима Горького Фомин начал писать еще в 2014 году.

— Я со студенческих лет влюблен в эпоху Серебряного века, — рассказывает Александр. — В один короткий промежуток времени в Российской империи сосуществовало огромное количество занимательных личностей: писателей, поэтов, художников, композиторов, ученых, государственных и политических деятелей. Мне очень хотелось отразить пестроту и многополярность той жизни. Но чем больше я погружался в материал, тем больше замечал двойственность этого исторического периода. С одной стороны, рубеж XIX—XX веков — время символизма и модерна, расцвет мистических и эзотерических учений, когда популярны становятся сюжеты о призраках и вампирах, почти на каждой вечеринке-салоне гадают, вызывают дьявола. С другой — это период научного прогресса и распространения материализма. Мне хотелось столкнуть эти две реальности в своем сценарии.

Трудный кастинг

Подготовка к съемкам заняла практически год. Большое внимание было уделено кастингу актеров.

— Кастинг был огромный — в нем было задействовано не менее 150 артистов, — комментирует Данила Козловский. — И речь идет не об артистах массовых сцен, а о персонажах со своими словами и ролями, которые должны уметь играть в кино. Я всегда провожу кастинг лично, поэтому все 150 или 170 человек по нескольку раз проходили пробы со мной. Это было физически непросто и энергозатратно. Такого кастинга не было у нас ни на «Тренере», ни на «Чернобыле» и не планируется на предстоящих картинах. У «Караморы» очень сложный жанр: это не драма в чистом виде и не комедия. Поэтому были определенные требования к актерам: пластичность, эмоциональная гибкость, способность быстро переключаться. Плюс в случаях с невымышленными героями внешность должна была совпадать с историческими персонажами. При этом хотелось новых, интересных лиц.

Любовь и ненависть

Таким новым лицом в сериале стала Дарья Балабанова. Для Дарьи главная роль в «Караморе» станет дебютом в кино. Она знакомится со своим будущим возлюбленным, Караморой, когда тот во главе группы анархистов врывается на телеграф, где работает героиня Дарьи. Впоследствии она присоединяется к участникам подпольного движения.

— Для меня «Карамора» — это история про огромную любовь и большую ненависть. Все как в жизни, только немножко интереснее и красивее, — призналась Дарья Балабанова. — Весь сценарий я читала и говорила: «Вау, мне придется это делать?! Как здорово, о, Господи!» И каждый раз, переворачивая страницу, думала: «Поцелуй? Я буду целоваться с этим актером? Так, а с кем еще я там буду целоваться?» (Смеется.) Это так интересно и волнительно: узнать, с кем у твоей героини романтические отношения. Так же интересно, как и трюки, которых в сериале будет очень много. Как правильно их выполнять, мне показывала девушка-каскадер, а я уже за ней всё повторяла и в кадре трюки выполняла сама.

Догнать карету!

В проекте действительно немало трюковых сцен: взрывы, перестрелки, драки, пожары и даже подводные съемки. Одну из ролей в сериале исполняет Филипп Янковский. Его герой — влиятельный князь Руневский, сторонник монархической власти. И на его долю пришлось не мало сложных сцен.

— Мы, как Бельмондо, все трюки выполняли сами,  за исключением каких-то очень сложных, где нам помогали каскадеры: спрыгнуть с моста, залезть на пятый этаж дома, — говорит Филипп. — А то, что касалось многочисленных драк, пробежек, прыжков, то мы их делали сами. Я вообще люблю трюковые сцены. Например, ходить по потолку вверх ногами — это огромный и интересный опыт. Или съемки в горящем павильоне. Это были текстовые, эмоциональные сцены, а вокруг все горит — рискованно, опасно, но очень интересно! Еще мне очень нравится сцена, в которой на бегу нужно было заскочить в карету. Я удивился, когда Данила Валерьевич (Козловский. – Прим. авт.) мне это предложил. Говорю: «А как я-то...» Он отвечает: «Вот карета, ты в ней должен оказаться. Ты добеги и прыгни». Я попробовал — и действительно получилось! Рад, что не испугался, смог ее догнать, потому что карета, как вы понимаете, едет быстро. (Смеется.)

В шкафу у князя

Помимо большого количества трюков, спецэффектов, экшена и вымышленных героев, в картине зритель также увидит немало реально существовавших личностей начала XX века. В сериале появятся Петр Столыпин, Лев Толстой, Владимир Маяковский, Федор Шаляпин и одна из самых таинственных фигур начала XX века — Григорий Распутин. А также и другие реально существовавшие герои той эпохи. Одну из таких ролей исполнил Евгений Шварц. Ему досталась роль эксцентричного князя Феликса Юсупова.

— Моему персонажу скучно, — рассказывает про своего героя Евгений. — Ему все опостылело и надоело: все эти рожи однотипные, вычурные, напудренные, напомаженные…

Одно из развлечений заскучавшего князя Юсупова — его изысканный гардероб. Художниками по костюмам было предложено несколько десятков костюмов и платьев для образа богатейшего аристократа того времени.

— Мне казалось, что это тысячи нарядов, это просто какое-то сумасшествие! — продолжает артист. — Когда я пришел на пробы грима и костюма, то около пяти часов на меня клеили и надевали все, что мешало ходить. Мне кажется, для женских персонажей столько не подбирали костюмов, сколько Юсупову. В итоге мы выбрали всего шесть или семь нарядов, и все — кардинально разные.

Танк на конной тяге, и не только

Съемки сериала проходили примерно в 200 различных локациях: в Санкт-Петербурге, Москве, Тбилиси, Ленинградской области и Подмосковье. В роскошных усадьбах, ставших музеями, и в полуразрушенных заброшенных особняках, на натуре и в павильонах.

Конечно, внимание в сериале уделяли не только костюмам. Время научного прогресса создатели сериала постарались воплотить и в необычном реквизите. Были изготовлено около 20 причудливых изобретений. Например, бронированная карета нефтепромышленника Нобеля, вдохновением для которой послужили немецкие танки Первой мировой войны и роскошь интерьеров английских карет. Был создан удивительный шкаф для хранения — первый холодильник, который работал на электропаровом двигателе и имел сложную систему охлаждения. Такую вещь мог себе позволить только один из самых богатых аристократов того времени — князь Юсупов.

Каждому — своё

Андрей Смоляков в «Караморе» исполняет роль ближайшего друга князя Руневского — аристократа Свечникова.

— Это смелая картина, — считает Андрей Смоляков. — Я думаю, у нас такого кино не было никогда, и вряд ли в ближайшие несколько лет появится. Кто захочет увидеть экшен — получит его с лихвой, кто захочет увидеть фэнтези — тоже, а кто захочет все вкупе, плюс посмотреть хорошее, взрослое, умное, талантливое кино — мне кажется, тот получит больше всех остальных. И хотя бы немного знакомый с историческим контекстом той эпохи человек увидит много ассоциаций и юмора. Это умная, по-хорошему наглая картина, потому что, как мне кажется, в работе над ней ни у кого не было табу — но не было и пошлости.

Фото видеосервиса START

Возрастная категория материалов: 18+