У Александра Васильева — одна из самых больших частных коллекций в мире.У Александра Васильева — одна из самых больших частных коллекций в мире.

Стиль без ретуши

— Александр Александрович, расскажите немного о вашей новой книге…

— В этой книге собраны фотографии из советской жизни, которые ранее не публиковались. В этом году у нас очень веселый, а для кого-то грустный юбилей. Знаете, какой? Ровно 30 лет, как сгинула советская власть. Но это же часть нашей истории. Почему же в этой связи мы говорим именно про стиль? Потому что я не политолог, я историк моды. И меня это действительно сильно волнует. Большинство советских фотографий, который выходили в печать, подвергались ретуши — потому что качество фотографии было часто очень слабым, и многие, чтобы усилить их качество, подрисовывались. Черное делали более черным, белое — более светлым, делали более выразительные взгляды. Так как у нас страна была с плановым хозяйством, то фотографы очень экономили на пленке, и им разрешали делать не более двух кадров одной и той же позиции. Если снимали артистку, то ее можно было щелкнуть ровно два раза. А если она плохо выглядела, то уже как вышла... И вот кадры, которые собраны в этой книге — это в основном кадры не советских фотографов, а зарубежных, которые работали для иностранной прессы. Вы знаете, что Советский Союз был супердержавой. И, естественно, в супердержаву приезжали корреспонденты из Америки, Германии — до войны, Италии, Швеции, Англии и так далее. Естественно, все они хотели запечатлеть: что за феноменальное такое государство, как здесь люди живут, питаются, отдыхают, одеваются, занимаются спортом, как празднуют, что строят. Они воспринимали все это как новинку. И не могу сказать, что они были предвзяты. Я перебрал если не тысячи, то точно многие сотни фотографий, и у меня не было впечатления, что они снимали как-то исподтишка или с подвохом. Просто если была очередь — они снимали очередь, если было написано: «Пива нет», — они снимали «пива нет». Такие простые вещи, которые нам кажутся обыденностью, а в советской печати не нужно было об этом говорить, потому что у нас не любили «пораженческую позицию». Еще хочу отметить, что я выражаю свое личное мнение об этом периоде, которое может быть субъективным.

Мечты и реальность

— О советском времени ведь у всех разные воспоминания.

— Советский Союз — это особенный образ жизни, когда не надо было думать о внешнем, а нас заставляли думать о внутреннем и о строительстве нового общества. Из этой идеи ничего не вышло, потому что все хотят красиво одеваться, кушать, рожать детей, влюбляться, ездить на автомобиле — желательно на личном, жить в просторной квартире. А вот так, как нас всех учили: что лучше жить в коммуналке, иметь 13 соседей, ходить в одну кухню, стоять в очереди в ванную — ну никому это не нравилось! Но так как принято было хвалить, то все говорили: «У нас — дружная квартира, мы радостно стоим в очередь в туалет!» СССР был страной дефицита. В дефиците было все: коляски и шубки, колбаска и тарелки, вилки и чулки, трусы и бюстгальтеры. И за всем выстраивалась очередь. Вещи не продавались, а «выкидывались». Так говорили продавцы. «Выкинули арбузы!» — значит, будем покупать арбузы. «Выкинули кеды!» — значит, будем покупать кеды. «Выкинули треники!» — значит, будем покупать треники. И это не критика, хотя я говорю об этом саркастически, это — условия жизни. Это абсолютная человеческая комедия. Потому что люди тратили время не на образование, не на улучшение каких-то условий жизни, а на очереди. Они были в Советском Союзе ночные, иногда дневные. Занимали и на три, и на пять часов. Химическим карандашом писался номер на руке, надо было предъявить:  «Мой номер 635!» — «Нет, гражданка, вы здесь не стояли!» — «Что дают?» — «Неважно, что дают!» — «Ботинки? Какие?» — «Теплые!» — «Моего размера нет!» — «Покупай другой – обменяешь!» Мы столько времени потратили на совершенную ненужную ерунду! Мы стояли, мерзли — получали и радовались. Но зачем, ради чего?..

Спящие под столом

— Кстати, коммунальные квартиры – отдельная большая тема. Все жители СССР знают и помнят о них.

— Да. Большинство населения, почти 80 процентов, жили в коммунальных квартирах. Значит, одна комната должна была быть и спальней, и библиотекой, и музыкальной комнатой, и гостиной, и столовой — и все умещались. И в этой комнате жили четверо, а иногда и пятеро человек. Как они там спали? Но жили там и решали свои проблемы — за столом, под столом... Я читал воспоминания, как люди проспали половину своей жизни под столом. Почему бы и нет — там матрасик очень хорошо помещался, и можно было спать. Всякое бывало. Об интерьере советском можно говорить много, но фотографий довольно мало, потому что искусство интерьера в Советском Союзе не пропагандировалось. Дело в том, что в СССР мало выпускалось отечественном мебели. Основной приток мебели после войны был импортный: венгерская, чешская, из ГДР. Много мебели привозили из Румынии и прибалтийских стран. Румынские стенки были популярны, но стоили 1 000 рублей. Для человека, который получал в месяц 100 рублей, надо было очень долго копить. Многие из нас эти стенки застали, застали полированные серванты. Надо понимать, что искусство интерьера было в основном до 1917 года или уже после 1991-го, когда богатые люди стали строить для себя большие квартиры и особняки. У них появились большие пространства, и они могли поставить себе кресла, диваны, устроить зимние сады.

«Анна Каренина» и «Доктор Живаго»

— Какой период в советские годы у вас самый любимый в моде?

— У меня коллекция — почти полмиллиона вещей. Это одна из крупнейших частных коллекцией в мире. Для кого-то их наряды дороги, потому что они — часть сентиментальных воспоминаний близкого человека. Больше мне нравятся 60-е годы — это такой красивый вытянутый силуэт. У нас в коллекции есть платья Тамары Миансаровой, Ларисы Мондрус, и даже я смог получить три вещи от Аиды Ведищевой, она была очень популярна в 60-е годы. Думаю, что все помнят песню в ее исполнении «Лесной олень». Она отдала именно советские платья и сказала: «Я хочу, чтобы меня вспоминали по хорошим нарядам!» И это было так трогательно... Кроме того, у меня есть большие коллекции, например, связанные с Майей Плисецкой. Есть и другие вещи разных знаменитостей тех лет, которыми они со мной смогли поделиться. И постоянно делятся — и сейчас постоянно приносят, отдают вещи достойные…

Сейчас в моде — стиль гопников 90-х годов. Это оверсайз, спортивные штаны, носки, в которые заправленные треники, и огромные кроссовки. Вот так советская реальность внедрилась в мировую моду.

— Существует ли русский стиль и повлиял ли на него советский период?

— Конечно! Если говорить о моде, то русский стиль всегда в моде зимой. Потому что русский стиль у всех ассоциируется с мехами, бриллиантами, жемчугами, шапочками. И есть два направления русского стиля, которые наиболее часто используются во всем мире. Первый стиль, который получил кодовое название «Анна Каренина». Это викторианское ретро, где присутствует соболь и жемчуг. И стиль «Доктор Живаго» — стиль эпохи гражданской войны: шинель, папаха, серая тужурка, кожанка — революционные будни, приправленные романтикой. И оба эти стиля очень популярны. Стиль «перестройки» у нас никогда не пользовался популярностью. Стиль «советский авангард» был обязателен в 80-е годы к изучению во всех художественных школах, и многие модельеры делали коллекции в этом стиле. Но народ на улице так не ходил, это не пользовалось успехом. А сейчас, например, в моде — стиль гопников 90-х годов. Это оверсайз, спортивные штаны, носки, в которые заправленные треники, и огромные кроссовки. Вот так советская реальность внедрилась в мировую моду.

— Какой фильм можно было бы назвать олицетворением советского стиля?

— Я должен подумать, вот так сходу не смогу ответить…

— Если в качестве примера взять «Летят журавли»?

— Это очень хороший фильм по пьесе Виктора Розова, который получил огромное признание на Западе. И я вам скажу больше: «Летят журавли» во Франции показывают каждый год под Рождество по центральному телеканалу, и каждый француз знает этот фильм. Но у нас не оценили красавицу Татьяну Самойлову — и ведь ее не снимали практически нигде до «Анны Карениной», у нее был перерыв почти в 15 лет. Она была красивая и талантливая актриса, ее действительно приглашали в Голливуд.

Источники вдохновения

— В чем вы черпаете вдохновение?

— В искусстве и в природе. Потому что это два самых главных источника вдохновения для многих людей. Некоторые еще добавляют Бога, некоторые любят духовное. Но я материалист, поэтому — природа во всех ее проявлениях.

— Я знаю, что вы сейчас продолжаете писать книги. О чем они будут?

— Одна из книг будет посвящена моим интерьерам. Потому что за годы моей жизни я купил несколько недвижимостей. И я обставил их довольно изящно — очень многие журналы фотографировали. И именно виды интерьеров будут своего рода наглядным учебником для многих декораторов у нас в стране, которые хотят на что-то опереться именно отечественное, потому что у нас перед глазами все время — западные примеры. Вот такие у меня планы. Но я стараюсь не разглашать их, не рассказываю подробности, потому что очень много интеллектуального воровства. Если бы я раньше сказал, что готовлю книгу «Без ретуши. Советский стиль» — то ее бы издал кто-то другой. Тема слишком проста, но никто не сделал! Потом многие «тролли» напишут мне: «Я тоже могла бы!» А что же не сделала? Напиши! Одна дама мне прокомментировала в социальных сетях: «Я такие книги могу за пять минут написать!» Я говорю: «Даю вам 15 минут — напишите три!» На самом деле написать книгу очень трудно. Очень многие начинают писать — и не дописывают. Напишут две главы, три главы, а дальше они — в семейных заботах, потом у них хобби, потом у них еще что-то… Но вот, предположим, вы написали книгу, теперь надо найти издателя, который решится человека, никогда раньше не издававшегося, издать. Чаще всего это просто печатается в типографии небольшим тиражом — например, в три тысячи. Эти книги будут лежать у вас на веранде. «Ну, я их буду продавать!» — скажете вы. Кому? Книжные магазины сейчас переполнены. Как сделать так, чтобы вашу книгу купили и прочли? А еще — чтобы раскупили полностью тираж, и так далее. Поэтому я всем советую начать писать книги. И помните, какие преграды будут стоять у вас на пути. Но если вы хотя бы опишете свою жизнь — не в книге, а в эссе, например, на десяти страницах, в назидание вашим детям, внукам, племянникам: опишете, как вы росли, учились, с кем вы дружили, чем вы занимались — это уже большая польза! Даже просто биография каждого человека может быть интересна. Начните хотя бы с этого!

Фото Вадима Тараканова

Возрастная категория материалов: 18+