• В кадре Сергей Безруков и Виктор Хориняк.
  • Боксер и его тренер показаны не только на ринге, но и за его пределами.
  • Рабочий момент съемок.

Возродить легенду

Фильм рассказывает о яркой жизни знаменитого советского боксера Валерия Попенченко — чемпиона СССР, Европы и победителя Олимпийских игр 1964 года в Токио. Это история о его детстве в суворовском училище в Ташкенте, о службе на границе, о его первых спортивных успехах и наивысших достижениях, о его друзьях и о его любви. А идея картины о боксере и его легендарном тренере Григории Кусикьянце началась с того, что однажды Артём Михалков увидел по одному из центральных телеканалов документальную картину «Мистер Нокаут. Загадка Валерия Попенченко». Затем в его руках оказалась изданная в 1968 году автобиографическая книга Попенченко «И вечно бой…»

«Мистер Нокаут» — это история жизни и приключений легендарного советского боксера Валерия Попенченко, чемпиона СССР, Европы и победителя Олимпийских игр 1964 года в Токио

— Когда я стал читать, подумал: неужели нет полнометражного художественного фильма о таком великом, по-настоящему легендарном боксере? — рассказал Артём Михалков. — И действительно — не было! Я связался со сценаристами, братьями Владимиром и Олегом Пресняковыми, с предложением поработать над этим проектом. Потом мы познакомились с сыном боксера Максимом и его вдовой Татьяной Игоревной. Встречались, много всего обсуждали. Нам была интересна его жизнь. Помимо выдающихся спортивных достижений, Валерий был талантлив абсолютно во всём: он блестяще играл в шахматы, увлекался живописью, скульптурой, литературой, знал множество стихотворений русских классиков наизусть и сам писал стихи, в совершенстве владел английским языком, знал немецкий, французский, занимался научной работой и защитил диссертацию кандидата технических наук. Мы услышали очень много разных мнений, историй, воспоминаний — которые, конечно, далеко не все попали в картину. И важно сказать, что мы делали не документальный фильм, а художественный, со своими творческими решениями и сюжетными ходами для усиления эмоциональной стороны истории. Наше кино отличается от реальной жизни, но история жизни этого человека очень сильно меня вдохновила. К тому же, у нас давно не снимали картин про бокс. И всё это подвигло меня на реализацию этого проекта. И мы на протяжении трех с половиной лет делали наше кино. Это было удивительное путешествие!

Идеальный кандидат

Кастинг на главную роль был долгим. И в конце концов было решено, что роль Валерия Попенченко исполнит Виктор Хориняк. Хотя изначально режиссером было принято другое решение.

— Когда мы отсмотрели уже много профессиональных актеров, в какой-то момент мы подумали, что, наверное, профессиональный боксер будет смотреться здесь намного убедительнее, — признался Артём Михалков. — Но с другой стороны, профессиональный спортсмен бои сделает хорошо, а вот в кадре ему будет сложно работать. И тут мы каким-то чудом нашли Виктора Хориняка, который по своей фактуре, темпераменту и внутреннему состоянию идеально нам подходил. Кроме того, он занимался боксом. В общем, мы сделали идеальный выбор. Но, конечно, артист должен был уметь боксировать мастерски. И хотя Виктор в детстве серьезно занимался боксом, перед съемками пришлось подтянуть мастерство. Его тренировал Константин Копцев — заслуженный тренер СССР, председатель тренерского совета Федерации бокса России. И что очень важно и ценно для фильма: благодаря тренировкам Копцева Хориняк в сценах поединков боксировал сам, сам делал все связки, все комбинации.

Сыграть тренера

Роль тренера великого боксера Григория Кусикьянца в фильме исполнил Сергей Безруков.

В советской прессе технику ведения боя, свойственную Валерию Попенченко, называли корявой: она совершенно не вписывалась в классические каноны того времени. Методы, к которым прибегал во время тренировок его наставник Григорий Кусикьянц, тоже вызывали массу споров и недовольства. Артём Михалков признается, что ему было важно показать необычную методику тренировок: например, Кусикьянц заставлял учеников колоть дрова, заниматься балетом, жонглировать и играть в шахматы.

Съемки фильма начались в конце мая 2019 года и растянулись почти на два с половиной года.

— Отправной точкой для меня стал фильм «Движение вверх», во время просмотра которого я удивился собственной мысли: знаю, что выиграют, но какие нервы! В этом и эффект художественного фильма — когда мы заново переживаем все эти эмоции и думаем: «А вдруг в кино будет иначе?!» Так сформировалось желание сняться в фильме о спорте, но таком спорте, который был бы близок мне. И когда Артём предложил мне роль в фильме «Мистер Нокаут», всё совпало! — призналсяСергей Безруков. — Бокс — это такой мужской адреналин. Я очень люблю бокс и жалею, что сейчас не могу тренироваться, как раньше. Этот спорт противопоказан актерской профессии. Однажды я пришел на съемку с синяком над бровью и с тех пор гримеров больше не подвожу. Но мое былое увлечение очень помогло в работе над фильмом. Не без гордости замечу: мой тренер по боксу говорил, что на КМС могу идти легко. Он мне говорил: «С твоей техникой, с твоей реакцией — давай, попробуешь!» А я ему: «У меня другая профессия: я артист, я буду лучше на сцене и в кино, а на ринг — когда-нибудь потом». Кстати, полное имя моего тренера – Владимир Григорьевич, но я его звал Григорьич — так же, как Попенченко называл своего тренера: Филиппыч. Я посвятил эту роль моему тренеру. До начала работы над фильмом я знал лишь о факте чемпионства Валерия Попенченко, но никаких подробностей ни о нем, ни о его тренере. А так как я увлекаюсь боксом — сбор материалов был не работой, а удовольствием. А еще я поклонник документального кино и хроники, поэтому с огромным интересом смотрел все сохранившиеся материалы про Попенченко: и бои, и тренировки, и интервью. Ведь иногда выражение лица реального человека, пойманный документалистом взгляд дают тебе импульс для решения роли. Речь не о внешнем сходстве, не о копировании походки или голоса, а о том, чтобы передать суть – его мысли, чувства, желания. Из этого складывается персонаж.

Путь героя

Съемки фильма начались в конце мая 2019 года и растянулись почти на два с половиной года.

— Это были большие, долгие, сложные сънмки, из-за пандемии нам несколько раз приходилось останавливаться и чуть ли не распускать всю группу, а потом собирать всех заново, — вспоминает Артём Михалков. — Но у нас действительно сложилась команда единомышленников, которые буквально жили этим фильмом. И вера в проект и наше желание его реализовать в прямом смысле творили чудеса.

Основные съемки проходили в Москве и Санкт-Петербурге — на улицах, в интерьерах и даже в Русском музее, специально закрытом для посетителей на время съемок. Кроме того, съемочной группе повезло попасть в зал Общества «Динамо», в котором когда-то занимался Валерий Попенченко и который фактически не изменился с тех времен.

Валерий Попенченко был курсантом Ленинградского высшего пограничного военно-морского училища. Эти эпизоды из его жизни съёмочная группа с разрешения Министерства обороны снимала на Ленинградской военно-морской базе в Кронштадте на реальном корабле.

Часть сцен сняли также в Ташкенте и Бухаре, а вот поработать в Токио, где авторам фильма «Мистер Нокаут» очень хотелось снять сцены Олимпийских игр 1964 года, не удалось. В Японии был карантин, и приехать туда на съемки не было никакой возможности, поэтому все олимпийские сцены снимались в Москве. А для сцены финального боя в павильоне киностудии «Мосфильм» были построены масштабные декорации, максимально точно передающие атмосферу спортивного праздника и олимпийского духа, и была собрана массовка из более чем 500 человек, представляющая зрителей со всего мира.

— Этот фильм мне дорог героями, которые жили в то время, — говорит Артём Михалков. — Героями, которые через множество трудностей и жизненных перипетий шли к победе, падали, но вставали… С одной стороны, это сложная история, а с другой — простая. Там есть и любовь, и стремления, и взлеты, и падения, и переживания, и великие победы.

 

Фото пресс-службы фильма и кинокомпании Disney

Возрастная категория материалов: 18+