Фото: «Секрет фирмы»Фото: «Секрет фирмы»

IKEA из Поднебесной

Несмотря на то что в Россию IKEA пришла в 2000 году (первый магазин открылся в Химках Москвы), до противоположного конца страны — Приамурья — их продукция добралась далеко не сразу. Если не считать разовых покупок амурчан, которые во время путешествий на запад России заглядывали в магазины шведской сети, то IKEA в регион не поступала.

При этом заказать товары было возможно — но не из России, а из Китая.

16

магазинов IKEA работало в России к концу 2020 года.  Из них — в Москве

— «Таобао» — это главная китайская интернет-площадка, маркетплейс, где любой человек или компания может выложить свои товары. При желании там можно было найти и «Икею». Конечно, это было не официальное представительство магазина. Просто кто-то выкладывал фото товаров с официального сайта, а если у него покупали что-то — шел в магазин, приобретал необходимое и отправлял желающему, — рассказала жительница Благовещенска Надежда Барыкина, которая заказывает товары с китайской площадки больше 15 лет. — Поэтому те, кто пользовался «Таобао», могли купить и товары IKEA. Но тут нужно понимать, что официально этот маркетплейс работает только в Китае. Поэтому амурчане заказывали товары с «Таобао» следующим образом: оформляли доставку на адрес в Хэйхэ, посредник по ту сторону реки переправлял товар сюда (как правило, с помощью «помогаек», они же — «кирпичи»).

Несмотря на то что покупки на «Таобао» были весьма популярны у амурчан (посредников, которые действовали в Благовещенске, в начале двухтысячных было несколько десятков), большого количества желающих приобретать товары IKEA не было. Дело в том, что итоговая стоимость была значительно выше официальной цены магазина: нужно было заплатить китайскому посреднику за то, что тот купил и отправил товар, отдать деньги за доставку в Хэйхэ, свой процент брал там китайский посредники и русский — в Благовещенске, плюс цена за провоз каждого килограмма через границу. Крупногабаритный товар, особенно мебель, приобретать по такой схеме было совсем невыгодно. Да и не было гарантии, что его довезут в целости.

В основном, брали известных икеевских плюшевых акул, кухонный инвентарь, декор для дома. Однако аналогов таких товаров с более дешевой ценой на «Таобао» более чем достаточно, поэтому IKEA покупали, скорее, из любопытства.

Первые помощники

С развитием сети шведских магазинов России росла и их популярность в регионах. Через несколько лет после появления IKEA  в Москве в Приамурье появились первые посредники — компании, готовые доставить интересующие жителей региона товары к ним домой. За определенную стоимость, конечно.

Диваны-кровати популярны в IKEA именно у россиян: в других странах этот товар покупают гораздо реже.

Сначала это были частные лица, а затем, когда интерес начал нарастать, стали появляться отдельные направления у предприятий или даже компании. Некоторые включали свою комиссию за покупку и доставку в итоговую сумму и размещали товары IKEA на своих сайтах с итоговой стоимостью. Как правило, она была в полтора-два раза выше, чем в официальном магазине. Например, доставкой занимался магазин мебели Albero Family. Они предлагали и собственное производство, и при желании могли привезти, собрать и установить мебель шведской сети. 

Эта ситуация была характерна и для других регионов России — количество перекупщиков росло каждый месяц. И тогда IKEA официально заявила о развитии онлайн-продаж. В 2017 году первым магазином, из которого можно было заказать прямую доставку с помощью интернета, стал Новосибирск. Здесь находится самый восточный магазин шведской сети на территории страны. В его зоне охвата были Красноярский край, Кемеровская и Иркутская область, Дальний Восток. 

Прямые доставки

К концу года онлайн-продажи распространили на всю Россию, причем условия доставки некоторое время обновлялись. В итоге компания отправляла небольшие посылки, которые вмещались в коробку 60 на 40 сантиметров, со склада в Есипово Московской области, причем сумму доставки сделали единой для всех регионов.

— Я заказывала несколько раз IKEA  «Почтой России». Шло долго — две или три недели, но гораздо дешевле, чем у посредников: 100 или 200 рублей, в зависимости от веса. Причем я плачу за доставку IKEA 199 рублей, приходит посылка, на ней стоит ценник от «Почты России» 700, бывало и 800 рублей с копейками. То есть компания явно доплачивала за пересылку, — рассказала еще одна поклонница шведских товаров из Благовещенска. — Потом, видимо, IKEA просчитала свои убытки и, если общий вес товаров был больше 5 килограммов, заказ с помощью «Почты России» становился недоступен. Второй вариант IKEA разработала для доставки крупногабаритных товаров. Здесь она начиналась от 7 тысяч рублей за 200 килограммов.

36

место занимал до закрытия магазин новосибирский магазин IKEA из 400 магазинов сети во всех странах.

Прямая доставка существенно сократила интерес амурчан к работе перекупщиков и помощников. Наценки начали снижаться. В среднем к 2022 году она составляла уже от 20 до 30 процентов к стоимости товара. Заказчиков стало меньше, но все же услуга доставки товаров из IKEA осталась актуальной в Приамурье. Во-первых, вариант с «Почтой России» к 2021 году начал «барахлить».

— Последние полтора года добиться, чтобы тебе отправили посылку «Почтой России», было очень сложно. Как только ты добавлял что-то тяжелее пары килограммов, сайт пересчитывал доставку как грузовую, которая стоит минимум 7 тысяч. А если тебе, например, нужны пара кружек, сковородка и рамка для картины. Дешевле заплатить местным компаниям по доставке: у них наценка идет конкретно на каждый товар, — продолжает рассказывать активная благовещенская покупательница. — Плюс к этому, существуют группы совместных закупок в мессенджерах. Организаторы, которые живут в городе, где расположен магазин IKEA, выкладывают товары со скидками, уценку: в интернет-магазине таких предложений нет. В итоге выгоднее было купить опять же с помощью посредника.

Плюс некоторые клиенты боялись или не хотели самостоятельно заказывать товар. Поэтому количество магазинов-посредников в Благовещенске хоть и уменьшилось, но они продолжали свою работу.

Обратно в Китай

Ситуация изменилась после начала спецоперации на Украине. Третьего марта IKEA объявила о временной приостановке работы магазинов до 31 мая. К концу весны стало известно, что торговая группа полностью перестанет работать в России. В июне на сайте IKEA появилось объявление о том, что сейчас в магазинах проходит закрытая распродажа для сотрудников, а в июле товары будут доступны всем остальным покупателям. Привилегированное положение сотрудников шведской сети породило в разных городах России объявления такого рода: «Ищу сотрудника IKEA, который купит для меня товар». Стоимость услуги варьировалась от одной до пяти тысяч рублей.

Тапочки — товар, появившийся в IKEA благодаря ее приходу в Россию. Их до последнего времени производители только в нашей стране, но раскупали этот товар клиенты со всего мира.

Но все же основная масса покупателей, в том числе и амурских, ждала финальной распродажи, которая должна была стартовать 5 июля. Основные условия: покупки только онлайн, доставки по всей России не будет — самовывоз или доставка в границах города, где находится магазин. Но в первые же минуты финальной распродажи сайт «лег» — скорее всего, из-за большого количества желающих купить товары. В течение суток при попытке перенести товар в корзину у пользователя появлялось сообщение об ошибке. Сейчас сайт до сих пор не работает. Заказавшие товары амурчане гадают, что из выбранного их посредники сумеют выкупить. Впрочем, даже если они смогут выкупить все необходимые позиции, основной вопрос «Что дальше?» это не отменяет. IKEA не случайно была так популярна в России, да и по всему миру: по мнению клиентов, сочетание цена — качество у товаров этой марки было оптимальным.

— Мы еще с весны начали завозить товары, аналогичные самым популярным у IKEA. Это и российские производители, и зарубежные, — рассказал представитель одной из компании-посредников в Благовещенске, попросивший не указывать название. — Еще весной поняли, что придется предлагать покупателям альтернативу, и начали заранее их готовить. Уходить с рынка? Нет, не планируем. Будем работать с другими компаниями.

Часть посредников пытается переориентировать интересы покупателей к магазинам «Леруа Мерлен» (Leroy Merlin). Ближайший магазин этой сети находится в Хабаровске, доставка в Благовещенк — 2 раза в неделю, ее цена невелика. К тому же «Леруа Мерлен» торгует не товарами собственной марки, поэтому часть их ассортимента можно купить по схожим ценам в благовещенских магазинах и супермаркетах. Отправляет свои товары в Благовещенск с помощью транспортных компаний и другой конкурент IKEA — Hoff.

50

процентов объема товаров, продаваемых в российских магазинах, — отечественного производства

Насколько успешным будет замещение IKEA у местных посредников — пока не известно. Целевая аудитория шведской сети в Благовещенске в первую очередь хочет покупать товар именно этого бренда, аналогов на рынке Приамурья достаточно и сегодня. Первый вариант — параллельный импорт. Но в дружественных странах Евразийского экономического союза — Казахстане, Армении, Киргизии — официального представительства IKEA нет. В Республике Беларусь компания тоже закрывает свои магазины. В этих условиях возвращается актулаьность заказа IKEA из Китая. Здесь жители Приамурья выигрывают: регион находится довольно близко к Поднебесной, что позволяет экономить на логистике. Однако наладить официальные поставки (а это — большие объемы и, как следствие, — меньшая наценка за счет увеличения оборота) пока не получится: IKEA не включена в список брендов, разрешенных для параллельного импорта. Значит, компании-посредники не смогут заниматься этим на законных основаниях.

Таким образом, единственным доступным вариантов снова становятся частные заказы на китайской площадке «Таобао» с не всегда легальной перевозкой товаров в Россию. А значит, о мебели, матрасах и других тяжелых крупногабаритных товарах пока придется забыть. Их доставка по частным каналам из Поднебесной выходит дорогой и нецелесообразной.

Возрастная категория материалов: 18+