• В ПВР Благовещенска для Миши и Никиты в честь дней рождений устроили праздник. Личный архив
  • Андрей Залевский нашел работу на прииске «Соловьевский». Личный архив

«Обстрелы были всегда»

Ольга родилась и выросла в городе Ясиноватая. Здесь и познакомилась с будущим супругом Андреем, который приехал сюда работать. На вопрос об истории знакомства она смеется: «Ничего романтичного. Мы гуляли в парке компаниями, друзья нас познакомили. Потом пошел провожать меня домой, а просидели до утра у подъезда, говорили обо всем на свете».

Молодые поженились в 2014 году, потом у них родился старший сын Михаил. Ольга успела поработать на железной дороге, но ушла в декрет надолго — почти подряд родились еще двое деток.

— Я люблю детей. Даже когда ребенком ездила в лагерь с мамой, была за няньку. Муж тоже любит детей. Не то чтобы мы специально планировали большую семью, но бог дал — и это прекрасно, — говорит многодетная мама. — Супруг по специальности — автослесарь по грузовым автомобилям. У меня высшее железнодорожное образование. Еще я окончила училище по специальности «повар-кондитер», немного работала помощником повара в кафе. В декрете развиваюсь — прошла кондитерские курсы, дома пекла торты. Занимаюсь астрологией — помогаю людям увидеть свои сильные стороны, чтобы понять, где лучше реализоваться, в какой сфере.

«Мы привыкли к обстрелам, но раньше они были на окраине города».

Сейчас старшему сыну Михаилу — семь лет. Среднему Никите — 4 года, а младшей Машеньке — два. На вопрос о том, что в семье есть Миша и Маша — как в популярном детском мультфильме, — Ольга смеется: «Сын иногда говорит, что его зовут Михаил Потапыч, как мишку в сказке, ее им читали в детском саду». Так вышло, что дни рождения сыновей Залевские отмечали уже в Благовещенске — в пункте временного размещения. В амурскую столицу они приехали поездом в начале мая. О том, почему решились на переезд, Ольга рассказывает сдержанно.

— Мы привыкли к обстрелам, но раньше они были на окраине города, а мы живем в центре. Но весной обстрелы усилились. Средний ребенок начал сильно пугаться — от него недалеко два раза прилетело. Первый раз я была на сессии в институте, а дети у дедушки. Он на минутку отлучился посмотреть на спящую младшую, и в тот момент начался обстрел. Снаряд прилетел во двор и осколком выбил окно в квартире, а там в комнате находился Никита. Второй случай произошел, когда сын был у свекрови, обстрел произошел на другой улице, но непередаваемо громкого звука ребенок испугался очень сильно, его трясло. Это стало последней каплей — я сказала близким, что больше так жить не могу и хочу уехать.

Получили паспорта

К этому времени у супругов Залевских уже были российские паспорта — они получили их по упрощенной схеме в 2020 году. Супруг искал работу в России с условием, что будет дальнейший переезд с семьей, но официально трудоустроиться не успел.

28

приехавших в Приамурье переселенцев из ДНР и ЛНР получат российское гражданство в рамках госпрограммы по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников. Участники программы смогут получить подъемные и оформить жилищные сертификаты. Всего в регион приехали 112 граждан, 21 человек уже нашел работу 

— Как раз накануне случая, когда Никита во второй раз очень испугался, девушка, которая недавно приехала из России, рассказала, что под Таганрогом есть санаторий, куда принимают беженцев. Это был март. Я сказала родным: «Я еду, а вы как хотите». Мы поехали с детьми в Таганрог, а муж тогда работал в Ростове, но на работе не заладилось. В итоге ему даже не заплатили. Координаторы приходили и предлагали переезд на Дальний Восток. Мы решили ехать в Благовещенск. Почему? Не знаю даже. Девушка-координатор рассказывала, что она родилась в этом городе, мы заинтересовались, посмотрели и решились, — делится подробностями Ольга.

Собрав кое‑какие вещи, семья отправилась в долгий путь. Ольга говорит, что в Благовещенске их встретили хорошо. «Когда мы уже жили в ПВР, у старшего сына 18 мая был день рождения, а 1 июня у среднего. Нас водили в музей на экскурсию, мы с семьей ходили на речку Зею. На набережной были», — говорит многодетная мама. Предлагали приехавшим разные варианты обустройства, среди них и переезд в Соловьевск — здесь главе семьи Залевских предложили работу на прииске, а также квартиру.

— Наверное, это и был главный аргумент — нам сразу предложили жилье. И мы приехали в поселок. Дали нам здесь трехкомнатную квартиру в двухквартирном доме, со всеми удобствами. Жилье предоставлено по коммерческому найму, это небольшая сумма, и плюс коммунальные услуги. Но директор прииска, куда идет работать супруг, сказал, что нас освободят до конца года от оплаты. Сейчас супругу сделали прививку от энцефалита, и он ждет выхода на работу. Я с детьми дома — осенью старший сын пойдет в 1‑й класс, а младшие в детсад — сейчас он на ремонте. Они у меня все рано пошли в садик — в 1,3—1,4 года, там, в ДНР, у нас нет очередей в детских садах.

Приехали с пустым кошельком

Сейчас семья обживает новый дом, хозяйка говорит, что работодатель и местная администрация обеспечили их всем необходимым на первое время. В квартире есть мебель и бытовая техника, по просьбе переселенцев им предоставили постельное белье, одеяла, подушки и матрасы.

«Супруг сказал — мы приехали надолго», — рассказывает мама троих детей Ольга Залевская.

— Когда нас принимали в Благовещенске, выдали подъемные — по 15 тысяч на человека, но не более 60 тысяч на семью, у нас вышло по 12 тысяч на каждого. Мы приехали с пустым кошельком, я в декрете, никаких пособий детских мне не платили, а предыдущий работодатель «кинул» моего супруга на деньги. Мы купили детям немного одежды и покупаем на эти средства еду, они почти закончились, зарплаты же пока нет. Как нам пояснили, нам не положены подъемные выплаты по программе переселения соотечественников, так как у нас есть гражданство РФ. Не положены и выплаты по многодетности, потому что нет подтвержденных доходов в России, — говорит Ольга Залевская.

В ближайшее время супруг должен выйти на работу, а многодетная мама до осени будет с детьми дома. Что будет дальше — покажет время.

Надежды на новую жизнь

— Мне непривычно, конечно, я городская, а тут небольшой поселок. Супругу нравится — он вырос в селе. Детям здесь хорошо — можно бегать, играть. У нас рядом ФОК в поселке, есть детская площадка, вечерами муж занимается на ней с детьми. В Ясиноватой я с детьми не выходила из дома гулять с февраля, только до бабушки, и все. Но туда, домой, дети сейчас все равно просятся, скучают по родным. Папа и дедушка остались в родном городе, в соседнем — сестра с племянницей. А мама моя живет всего в 10 километрах от города, но уже — в другой стране, а не в ДНР. И там постоянно стреляют, идут бои сейчас. Туда невозможно позвонить. Света нет, и мама выходит на связь, когда может. Уехать не могут — бабушка старенькая и болеет. Конечно, там привыкаешь ко многому… Прислушиваешься — летит, пытаешься определить, где именно: далеко или близко. Дети пережидали обстрелы в ванной. Я сейчас смотрю чаты, и наш район тоже страдает от обстрелов. И я не жалею, что уехали, — признается многодетная мать.

Ольга Залевская строит планы на будущее в Амурской области и верит, что все получится.

— Надеемся, здесь все сложится. Люди тут душевные и отзывчивые. Все знают, что мы приехали, откликаются. Я не окончила у себя дома учебу, хочу поступать в педагогический здесь, но как реализовать эту задумку с точки зрения дороги — пока непонятно, и в городе нужно где‑то жить, — сомневается Ольга. — Очень сильно не хватает интернета, здесь ловит только МТС, на мобильном интернете очень много денег уходит. Посмотрим, как будет дальше. Но супруг сказал — мы приехали надолго.

Возрастная категория материалов: 18+