«Даже у Кощея Бессмертного можно найти плюсы»: актер Марат Башаров о своих персонажах

Юнкер Палиевский в «Сибирском цирюльнике», лейтенант Столбов в сериале «Граница. Таежный роман», капитан-лейтенант Орлов в фильме «72 метра» — в фильмографии Марата Башарова много «военных» ролей, военная форма его любит. Впрочем, и «гражданских» ролей у него достаточно: и молодой Утесов в одноименном фильме, и кардиохирург в картине «На пути к сердцу», и спортивный чиновник в «Движении вверх». Башаров очень пластичен, в зависимости от роли у него меняется всё: жесты, мимика, голос и даже лицо. Именно поэтому его приглашали в свои картины самые именитые режиссеры: Михалков и Хотиненко, Говорухин и Митта, Файзиев и Месхиев, Лунгин и Сурикова. Он с удовольствием играет в театре, смело участвует в телепроектах (и даже стал победителем — в паре с Татьяной Навкой — самого первого ледового телешоу «Звезды на льду»). А недавно даже попал в балет.

Царское дело

— Марат, известно, что вы очень занятой артист. У вас много проектов в работе сейчас?

— На данный момент снимаюсь в сериале «Алла, такси!» для телеканала «Россия», где играю директора таксомоторного парка. Тема интересная и актуальная: сейчас много за рулём девушек-таксисток — мне, по крайней мере, несколько раз попадались. И скажу, что они не хуже мужчин водят машины, а может быть даже лучше — аккуратнее. Это мы, мужики — балаболы и трандычихи, а сколько раз я попадал к женщинам-таксисткам — никогда ничего лишнего не скажут, всё тактично, культурно.

Что касается новых проектов в театре, то я практически всю весну провёл в репетициях во МХАТе им. Горького. Репетируем новый спектакль по рассказам Валентина Распутина, называется «Сеня», премьера будет в ноябре. Там у меня большая и сложная роль. Режиссёр спектакля — Галина Полищук, которая поставила в этом же театре «Женщин Есенина» — нашумевший спектакль, пользуется большой популярностью. Ещё занесло меня в балет.

— В балет?! Расскажите, пожалуйста, подробнее!

— Это балет «Конёк-Горбунок», который идет в Михайловском театре в Санкт-Петербурге. Я исполняю роль царя.

«Актеров очень много. И хороших в том числе. Есть, конечно, гениальные — как мой друг Роман Мадянов. А таких, как я, — полно».

— Вам тоже приходится там танцевать?

— Конечно — это же балет!

— Пришлось учиться?

— Какие-то хореографические навыки у меня были, потому что я оканчивал театральное училище, где нас этому учили каждый день. Но, оказавшись на театральной сцене вместе с профессиональными балетными актёрами, ты понимаешь, насколько это тяжёлый, адский труд! Нет, я знал это — но это настолько сложно и тяжело! И это несравнимо с обычным нашим актёрским трудом. Каждый день, каждую минуту, каждую секунду нужно тело свое тренировать. Мы, актёры, тренируем свой мозг, свою душу. А у них ещё и постоянный физический тренинг тела!

Оправдание для Кощея

— В вашей кинокарьере, как известно, есть и отрицательные персонажи. Как вы лично к ним относитесь?

— Я считаю, что отрицательных персонажей не бывает. Даже если ты играешь Кощея Бессмертного — то всё равно можно найти у него какие-то плюсы, и надо постараться их показать и, может, даже подчеркнуть. Каждый достоин того, чтобы любить, страдать и так далее. Так что я никогда не играю отрицательных персонажей как сугубо отрицательных.

— А с партнерами на площадке всегда находите общий язык? И что делать, если вдруг «не складывается пазл»?

— Вы знаете, у меня пазл всегда «складывается». Но вообще в кинематографе такие случаи бывают. Я читал про картину «Девять с половиной недель» с Микки Рурком и Ким Бейсингер. На площадке они были как кошка с собакой и за кадром даже не общались. А смотришь фильм — и думаешь: «Какая игра, какая страсть, как они смотрят друг на друга, как они целуются!» Искусство кино, магия кино... Бывает, что в кадре с тобой абсолютно «не твой» человек, а надо сыграть то, что прописано в сценарии. Тут уже нужен профессионализм.

— Что нужно сделать для того, чтобы сыграть с партнером хорошо?

— Партнера нужно в первую очередь уважать. Слышать, видеть, чувствовать. Если это не получается — ты плохой актер. Мы все люди, у нас у всех есть изъяны, нет идеальных людей. Но нужно услышать, почувствовать, что он хочет. Меня этому учили. Плюс я являюсь ведущим популярного шоу, поэтому делать это умею.

— Пропускаете роль через себя?

— Конечно. А иначе не получится: тогда выходит, что ты просто говоришь заученный текст.

— Тяжело потом выходить из образа?

— Некоторые, вы знаете, так вживаются, что потом никак не могут выйти. Но я уже научился выходить из образа. Надо уметь это делать.

Право выбора

— Часто отказываетесь от съёмок в каких-либо проектах? Часто говорите «нет» режиссерам?

— Вы знаете, чаще нам, актерам, говорят «нет». И я думаю, что многие актеры лукавят, когда рассказывают о том, что им часто приходиться отказывать, потому что всё неинтересно. Врут. Если в процентном соотношении, то нам чаще говорят «нет», чем мы.

«Партнера нужно в первую очередь уважать. Слышать, видеть, чувствовать. Если это не получается — ты плохой актер».

— У вас такой уровень, что, как мне кажется, под вас пишут роли, и вы не должны ходить на кастинги.

— Актеров очень много. И хороших в том числе. Есть, конечно, гениальные — как мой друг Роман Мадянов. А таких, как я, — полно. Я всегда хожу на кастинги и считаю, что это нужно делать, даже если ты талантливый. Надо посмотреть, как ты будешь выглядеть в этой роли. У режиссера обязательно должен быть выбор, чтобы потом не жалеть об этом. Я как режиссер год назад в Ногинском театре поставил спектакль «Игра любви и случая». Я знал актеров, которых хочу поставить на определённые роли, но я все равно их пробовал. Потому что мало того, что ты хороший актёр — надо посмотреть, как ты будешь в паре работать, как ты будешь существовать в этом тандеме. Бывает, два хороших актёра, но они вместе не смотрятся. Поэтому и существуют кастинги, и порой говорят тебе «нет». Да, ты хороший актёр, там-то ты сыграл гениально, но ты не подходишь к этой партнерше, а она еще там завязана с тем-то и с тем-то. И проще отказать мне, чем всей этой цепочке. Поэтому я не буду врать: чаще мне говорят «нет», чем я.

— И вы абсолютно спокойно это воспринимаете?

— Конечно. Это же работа. Не удалось здесь — значит, получится где-то в другом месте. Главное — не опускать руки и не унывать!

Фото Вадима Тараканова

Возрастная категория материалов: 18+