Водители золотодобывающей компании из Амурской области раскрыли секреты своей профессии

«Наши водители все камни и кочки на маршруте наизусть помнят»

«Мне всегда была интересна дорога, возможность переезжать из одного места в другое, видеть новые города, новые места, — признается водитель с многолетним стажем Александр Южиков. — До того как приехать на работу на «Березитовый», я работал в сфере снабжения, так что с переездами моя деятельность связана давно. На вахтах — больше 20 лет, и давно привык к такому графику и образу жизни». Профессия водителя остается одной из самых популярных и распространенных в мире. И Амурская область здесь — не исключение. По данным Амурстата, в сфере транспортировки и хранения на предприятиях региона сегодня работают порядка 28,6 тысячи человек — больше, чем в любой другой сфере экономической деятельности. Люди, которые не представляют свою профессиональную жизнь без дороги, трудятся в самых разных областях, в том числе и в добыче полезных ископаемых. О жизни в пути и буднях за рулем в канун одного из самых массовых профессиональных праздников — Дня автомобилиста — рассказали водители рудника «Березитовый», входящего в состав международной золотодобывающей компании Nordgold.

«Перевозка опасных грузов требует специальных знаний»

Александр Южиков из тех людей, для кого водитель — не просто профессия, а настоящий стиль жизни. Впервые за руль Александр Ильич сел около 40 лет назад и с тех пор род занятий не менял. В «Березитовом» он работает с момента основания предприятия, занимается перевозкой опасных грузов. Но чтобы получить допуск к перевозке взрывчатки и химических веществ, водителю, имеющему солидный опыт, пришлось снова учиться — осваивать программу повышения квалификации и получать специальное свидетельство.

300 км и более проезжают за смену водители рудника «Березитовый»

— Перевозка опасных грузов требует специальных знаний и наличия соответствующих документов у водителя. Необходимо соблюдать особые требования, касающиеся безопасности, а также скоростного режима, — объясняет Александр Южиков. — Хотя в целом, как и любой водитель, я отвечаю за груз, который перевожу, и за его сохранность. Вообще на «Березитовом» к вопросам безопасности всегда относились очень строго, и я считаю, что иначе быть не может.

Внимательность, собранность, дисциплинированность — именно такими качествами, по мнению Александра Ильича, должен обладать человек, который перевозит груз, имеющий потенциальную опасность. Работа по перевозке таких грузов — процесс круглогодичный, внимательным и осторожным нужно быть всегда, вне зависимости от времени года.

— Проехать за день 300 километров — не такая сложная задача. Бывало, что за смену я проезжал в несколько раз больше. Уставал, конечно, но такая уж у нас работа, — говорит о  себе автомобилист с 40-летним стажем. — Восстановиться помогает полноценный отдых. На «Березитовом», к счастью, созданы очень хорошие бытовые условия.

С родными и близкими, которые ждут в Улан-Удэ, Александр Ильич общается ежедневно. Видеоконференции, благодаря цифровым технологиям, тоже помогают поддерживать связь и сокращают расстояния.

— Дорога — это моя работа. Она мне даже снится иногда, — смеется Александр Южиков. — Но, несмотря на то что моя профессия связана с постоянными поездками, путешествовать вне работы я тоже люблю. Есть много интересных мест, которые я еще не успел посетить.

«Люблю удаленность от цивилизации»

Андрей Лущан, коллега Александра Южикова, признается: дорога ему была интересна с самого детства. Еще до службы в армии он получил права категории «В», «С», «А», мог управлять любым транспортным средством.

— Впервые я сел за руль лет в 11, — вспоминает Андрей Викторович. — Друг отца тогда помог. Но официально мой водительский стаж — 31 год.

До того как прийти на работу в «Березитовый», Андрей Лущан был водителем в одной из подрядных организаций, занятых в строительстве Быстринского горно-обогатительного комбината в Забайкалье. Перевозил взрывчатые вещества. Теперь же зона его ответственности — перевозка людей.

— После сокращения на прежнем месте работы, то есть почти пять лет назад, я отправил резюме сразу в три организации, и «Березитовый» откликнулся первым на мое письмо. Когда приехал сюда, сразу отметил, как на предприятии относятся к персоналу. Вежливость — один из главных критериев. Бытовые условия тоже устроили. А еще удаленность от крупных городов, от цивилизации. Как раз как я люблю, — с улыбкой говорит Андрей Викторович. — Мне моя профессия нравится, я считаю, что человек должен делать то, что у него хорошо получается.

Самый драгоценный груз

В золотодобывающей компании водителей, выезжающих за пределы рудника, между собой называют «выездными». У выездных даже есть своя традиция — останавливаться на середине длинного пути, пить чай, осматривать транспорт. Иногда целыми неделями им даже обедать приходится в дороге. За день водитель «Березитового», который перевозит пассажиров, проезжает от 300 до 600 километров.

«Дорога — это моя работа. Она мне даже снится иногда, — смеется Александр Южиков. — И пусть моя профессия связана с постоянными поездками, путешествовать вне работы я тоже люблю».

— Мои основные маршруты — это Сковородино и Тында. В холодный период работать проще, потому что в это время благодаря снегу на дорогах «зимний асфальт» лежит, трасса ровная. А в дождь трассу размывает, и ехать, конечно, сложнее. Наши водители все камни и кочки на маршруте уже наизусть помнят, — говорит Андрей Лущан. — Считаю, что перевозить людей — это даже большая ответственность, чем транспортировка взрывчатых веществ. Человеческие жизни — это самый драгоценный груз, за который я отвечаю.

Не секрет, что северные трассы Приамурья — не самые комфортные для путешествия места. Сотовая связь здесь нестабильна. В случае поломки дозвониться — целая проблема. Однако, по словам Андрея Викторовича, на помощь водителю всегда готовы прийти его коллеги и просто проезжающие мимо автомобилисты.

«Мои основные маршруты — Сковородино и Тында. В холодный период работать проще, потому что в это время благодаря снегу на дорогах лежит «зимний асфальт», — говорит Андрей Лущан.

— Поскольку у меня в машине установлена система ГЛОНАСС, всегда можно определить, где автомобиль находится. Но на трассе есть места, где связь недоступна. И чтобы вызвать техпомощь с рудника, иногда приходится останавливать проезжающие машины и просить помочь, — замечает Андрей Лущан, добавляя, что автомобилисты всегда готовы проявить солидарность и в помощи никогда не отказывают.

В этом году свой профессиональный праздник Андрей Викторович и Александр Ильич отметят на рабочем месте — в дороге.

Возрастная категория материалов: 18+