«Мы плыли в условиях Заполярья, а они — воевали»: амурские моржи о холодном марафоне

«77 лет назад там погибли больше тысячи десантников»

В этом году амурские спортсмены холодного плавания провели целый каскад памятных заплывов. Их география символично охватила самые северные, восточные и южные границы России. «Мы выходили из воды в том месте, где 77 лет назад высаживались советские войска, — рассказывает о впечатлениях председатель межрегиональной ассоциации холодового плавания и Амурской федерации «Аквайс-спорт» Александр Брылин. — Под огнем японских пулеметов погибло свыше тысячи наших десантников. Это был последний бой Второй мировой войны». В разговоре с журналистом Александр поделился подробностями холодных марафонов в Заполярье, на Курилах и в Приамурье.

Команда со всей России

— Александр, в августе ваша команда провела заплыв в Заполярье, на острове Диксон. Почему выбор пал на него?

— Оборона острова Диксон — это знаковая веха в истории Великой Отечественной войны. От исхода сражения во многом зависела судьба Северного морского пути, по которому доставлялась помощь от союзников. Небольшая горстка моряков-североморцев и пограничников ценой больших потерь дала отпор тяжелому немецкому крейсеру «Адмирал Шеер».

В этом году событиям в Заполярье исполнилось 80 лет, поэтому было принято решение почтить память защитников героического острова. Марафон получил название «Арктический десант».

Изначально планировалось плыть вокруг острова, однако Заполярье есть Заполярье, оно диктует свои условия. Нынешний год выдался холодным, температура воды не понималась выше 5 градусов. В итоге решили провести заплыв на участке обороны острова. Протяженность дистанции — 15 километров, и этого хватило, чтобы понять, насколько суровы условия, в которых сражались наши предки. Мы в этих условиях плыли, они в них воевали.

— Команда была большая?

— 11 человек из разных регионов страны. Команда небольшая, но самоотверженная. Например, параатлет из Ульяновска Антонина Жуковская или самая старшая участница Нина Осиповна Ермилова, которой исполнилось 79 лет.

Мы плыли эстафетой, от этапа к этапу. Кто-то 15 минут в холодной воде, кто-то 20, кто-то 30 — в зависимости от уровня подготовленности участника. Представь, сначала ты в лодке, потом плывешь в воде, дальше опять в лодку, где натягиваешь на себя всё, что можно, и только в финале вместе со всеми попадаешь на берег.

Сила воли нужна серьезная, опора на спортивный патриотизм. Чтобы достойно почтить память защитников Диксона, требуется определенное мужество.

— Как вас встретили местные жители?

— Несмотря на всю суровость Заполярья, люди там живут и работают очень отзывчивые. Остров Диксон — это самая настоящая глубинка. Туда попадаешь — и ощущения, словно вернулся в советское детство. Всё очень просто, легко и понятно. Встретили нас очень тепло.

Хочу отметить, что это был не первый наш заплыв на Диксоне, поэтому нас там знают, помнят. Многих мы успели заразить своим образом жизни. Как пример — мэр Диксона Николай Бурак. Он в прошлом военный, заниматься холодным плаванием начал еще на службе.

Курильский десант

— Во время холодных марафонов ощущается связь с событиями прошлых лет?

— Достаточно отчетливо. Одна из целей наших марафонов — окунуться самому в историю героического прошлого, пропустить его через себя и привлечь к нему внимание окружающих.

Яркий пример — это Курильские острова. В начале сентября мы провели там заплыв, посвященный победе во Второй мировой войне и в рамках Всероссийской акции поддержки вооруженных сил. Впервые мы побывали там семь лет назад, переплыли Первый Курильский пролив, в этом году преодолели Второй Курильский пролив. Финишировали на побережье острова Шумшу. Дистанция — 8,5 километра, нас было 9 участников — приехали Якутск, Сахалин, Благовещенск, Петропавловск-Камчатский.

Ощущения непередаваемые — выходишь на берег, над тобой возвышается безмолвный памятник участникам Курильской десантной операции, которая стала последним сражением Второй мировой войны. В этом месте наши десантники высаживались под огнем японских пулеметов, погибло больше тысячи человек.

Эти люди уже на тот момент были героями. Они прошли Великую Отечественную, дошли до Берлина, планировали вернуться домой, строить мирную жизнь и вновь пошли в бой. Они прекрасно понимали, на что идут. Конечно, память об этих людях ко многому обязывает.

— Ты упомянул про внимание окружающих к исторической памяти, удается его разбудить?

— Не сразу. К сожалению, дети многого не знают. Во время марафонов мы встречаемся с местными жителями, проводим викторины среди школьников. Они не знают, что такое Шумшу, не знают, где была поставлена точка во Второй мировой войне, не знают, как был подписан акт капитуляции. При этом мы живем на Дальнем Востоке, и события Второй мировой касаются нас в первую очередь. Мы пытаемся обозначить белые пятна памяти и видим интерес, который просыпается в детских глазах.

Амурский марафон

— Амурский марафон уже стал традицией. В этом году получилось ее продолжить?

— Амурский марафон «Дни воинской славы» проходил с 15 по 25 сентября. Стартовали мы в Джалинде, финишировали в Благовещенске. Протяженность маршрута 770 километров, 280 из которых мы проплыли «врукопашную».  

В этом году Амурский марафон получился экстремальным, так как команда получилась небольшая, но мы провели большую просветительскую работу.

С нами был известный автор и исполнитель военных песен, ветеран-афганец  Владимир Мазур. Мы с ним дали 11 концертов по всему маршруту следования.

Это были 10 сложных дней, во время которых мы для себя многое открыли. Например, село Толбузино. Когда приплыли, нас встретил водитель на уазике-таблетке, зовут его Яков. Он говорит — здесь совсем нет дорог, только направления. И действительно, одни ухабы.

Команда небольшая, но самоотверженная. Например, параатлет из Ульяновска Антонина Жуковская или самая старшая участница Нина Осиповна Ермилова, которой исполнилось 79 лет.

И тут же трогательный момент. В сельсовет приехали — света нет, тепла нет, воды нет. Женщина — глава сельсовета — сварила для нас кастрюлю борща, накормила. Мы зажгли свечи, фонарики. Владимир Мазур исполнил песню «Голубые береты», и тут выяснилось, что у нашей хлебосольной хозяйки муж и сын служили в ВДВ. Понимаете, насколько всё близко. И так повсеместно, куда бы мы ни приплыли.

Встреч было много, нас уже ждут, встречают как родных. Много общаемся, люди спрашивают — на следующий год приплывете? Такие акции для них как глоток воздуха. Это их слова. Они живут на самой границе, порой в непростых, суровых условиях. Благодаря им все понимают, что здесь тоже российская земля. Про них нельзя забывать.

— Во время вашего заплыва была объявлена частичная мобилизация. Как люди отреагировали на такие события?

— С пониманием и готовностью помочь, поддержать свою страну. У нас, помимо прочего, было православное поручение. Мы по всему маршруту пронесли список иконы Албазинской Божьей Матери. Во время остановок икону выставляли в сельских храмах, небольших сельских музеях, клубах, сельсоветах. И ребята, которые собирались на фронт, подходили к Божьей Матери, прикладывались к ней, молились. Они получили духовную поддержку. Это же касается их близких, соседей, односельчан. Людей к иконе приходило много.

— К вопросу о молодежи. Вы проводили викторины, видели, как просыпается интерес. Скажи, есть шанс, что он не окажется одноразовым?

— Амурский марафон проходит раз в год, поэтому многое зависит от родителей, педагогов, наставников. Разговаривать с детьми нужно постоянно, не только во время патриотических праздников. В этом плане приятно удивил Свободненский район, у них большое количество военно-патриотических клубов.

В Буссе был один момент. Мы плывем с флагом Победы, льет дождь, а на берегу по стойке смирно стоят дети в военной форме. Они видят символ Победы, понимают, какую миссию мы несем. Это настоящие маленькие солдаты, глядя на которых понимаешь, что будущее у нас есть.

Оборона острова Диксон 

В августе 1942 года в Карское море зашел тяжелый немецкий крейсер «Адмирал Шеер». Его задачей было уничтожить большой караван с вооружением и техникой, которые доставлялись в СССР по ленд-лизу. Также немцы намеревались нанести удары по северным портам, добыть информацию, которая через них проходила, и многое другое. Командование кригсмарине (немецкие военно-морские силы) рассчитывало в перспективе взять под полный контроль Северный морской путь.

«Адмирал Шеер» был вооружен шестью 283-миллиметровыми орудиями, в качестве вспомогательного калибра выступали 150-миллиметровые пушки, а также торпеды. Противостоять такой мощи было крайне сложно.

Так далеко на восток немцы еще не заходили, поэтому на острове Диксон им противостоял небольшой гарнизон пограничников и моряков-североморцев. Они установили на опасном направлении две береговые 152-миллиметровые пушки. В результате двухдневных боев немецкий крейсер потопил и вывел из строя три советских корабля, один из которых был гражданским пароходом. Однако самоотверженность небольшого гарнизона Диксона позволила одержать победу, «Адмирал Шеер» был вынужден уйти.

***

Как стать моржом: 7 советов новичкам

Возрастная категория материалов: 18+