Кадр из фильма / kinopoisk.ruКадр из фильма / kinopoisk.ru

Фабула, придуманная Гайдаром, режиссером Александром Коттом сохранена — мужественный геолог Серегин, разведывающий полезные ископаемые у Синих гор в далекой тайге, не может из-за обилия работы приехать на Новый год в Москву и зовет жену с сыновьями Чуком и Геком к себе в гости.

Но в последний момент отправляет семье телеграмму, отменяющую приезд — геологов перебрасывают на другой участок. Чук и Гек в пылу драки теряют телеграмму и скрывают от матери, что она вообще была. В итоге семья приезжает на опустевшую базу геологов, и только чудо (у Гайдара — отзывчивость советских людей) помогает Серегиным воссоединиться, а мальчишкам — осознать неправильность своего поступка.  

Современным детям здесь непонятно ничего — думаю, что первый вопрос, который у них возникает: «Что такое телеграмма?» и второй: «А что, позвонить было нельзя?»

Кадр из фильма / kinopoisk.ru

За счет ретро-стилизации под 1930—50-е годы эти вопросы частично снимаются — мы попадаем в другую эпоху, где есть коммуналки со странными и смешными соседями, где мама Чука и Гека на сцене небольшого Дома культуры в сопровождении джаз-оркестра поет вокализ «Трололо» (из репертуара Эдуарда Хиля, что было несколько позже, но неважно).

Оттуда же, из прошлого — и сам паровоз, и мягкий вагон, где юных пассажиров к верхним полкам пристегивали ремнями, и крошечный зал ожидания на станции Тайга с деревянными стульями. А игрушки! У Чука и Гека те самые ретроигрушки, которые были у детей в 1930—50-е.

Словом, даже детям понятно, что история разворачивается в другой эпохе, когда сотовой связи не было, а гужевой транспорт был.

Под обаяние главных героев — Чука и Гека — попадаешь сразу и бесповоротно. У Гайдара, да и в первой экранизации братья по возрасту погодки. Здесь же Геку лет 10, Чуку — вдвое меньше. Гека сыграл Юра Степанов, сын погибшего актера Юрия Степанова, очень похожий внешне на отца. Его Гек — явный лидер, он быстро действует, просчитывает ходы, у него есть чувство ответственности за младшего братишку.

Маленький Чук (Андрей Андреев) — фантазер и мечтатель, и в его картину мира очень хорошо вписывается оживание его любимых игрушек, которые помогают малышу в самые трудные моменты большого приключения. Дети-актеры раскрыли своих героев максимально полно.

Кадр из фильма / kinopoisk.ru

Мама (Юлия Снигирь) в новом фильме очень похожа на маму, которую сыграла в фильме 1953 года Вера Васильева, и если прочитать рассказ Гайдара, то там точно такая же мама — с веселым характером, оптимистичная, доверяющая сыновьям.

Кадр из фильма / kinopoisk.ru

Папа (Владимир Вдовиченков) ничем, кроме белозубой улыбки, не поразил, а вот другие актеры в эпизодических ролях были очень яркими. Это и Александр Самойленко, которого не сразу узнаешь за окладистой бородой ямщика, и Тимофей Трибунцев в роли невероятного генерала с буденновскими усами, которого разбудил Чук, перепутавший купе.

Кадр из фильма / kinopoisk.ru

Генерал успел поднять и отменить учебную тревогу, искупать в комплиментах маму братьев Серегиных и пустить дым из ушей — и всего-то за минуту-две экранного времени.

Запомнился и Роман Мадянов, сыгравший опоздавшего зрителя на концерте мамы, который плюхнулся в кресло рядом с Чуком, а Чук за секунду до этого успел поместить на сиденье игрушечного всадника с острой саблей. Чуть мамин концерт не сорвали!

В минус картине я бы записала сценарные неувязки. Например, хотелось кричать «не верю», когда внезапно вернулся на базу в полном беспамятстве сторож, подранный медведем. Но еще больше неверия вызвало, когда мама, бросив мающегося в горячке сторожа на детей, надела снегоступы и не разбирая дороги, на ночь глядя, поплелась сквозь тайгу на заимку пешком. А ведь только что обсуждали, что туда и на лошади-то надо больше, чем полдня, ехать. В данном контексте это больше напоминало бегство от проблем. И сюжет тоже начал увязать и плутать, подобно маме. Правда, ненадолго — в тайгу вслед за ней отправились дети. 

Кадр из фильма / kinopoisk.ru

Но если мы пришли смотреть сказку, то надо смириться с тем, что у сказки — свои законы. Да, у Гайдара в рассказе, несмотря на невероятность приключения, все максимально реалистично. Но авторам фильма, снятого в XXI веке, нужно было устроить Чуку и Геку такое большое приключение, что в ход пошло все: и рассредоточение семьи по тайге, и встречи с хозяевами леса, и переправы через реки, и много-много всего, включая волшебство. Единственное, что вызвало недоумение — даже не драка медведя с разномастными волками буквально в метре от двух ослабленных предыдущими приключениями детей, а то, что для 6+ (возрастная рекомендация) на большом экране было слишком много оскаленных пастей с клыками. 

Хотя — в сказках чего только не бывает! Главное: братья поняли, что нет ничего ценнее, чем семья и что одна маленькая ложь, пусть даже в форме умолчания, может привести к самым непредсказуемым последствиям. Получилась вполне себе святочная история, где есть чему улыбнуться, над чем прослезиться и понять, как важно встречать Новый год вместе с близкими!

За 70 лет до большого приключения

Кадр из фильма / kinopoisk.ru

Черно-белый фильм «Чук и Гек» вышел в 1953 году. Сколько в нем добра и обаяния! Его главная мысль укладывается в строки из песни, которую в финале поет поставленный на табуретку под наряженной елкой Гек:

«Поедешь на север, поедешь на юг —

Везде тебя встретит товарищ и друг!» 

Огромную страну «от Москвы до самых до окраин» населяют доброжелательные и открытые люди, вся страна Советов — это одна большая семья, где все друг другу рады. Симпатичные бутузы-непоседы Чук и Гек, такие же кудрявые, как маленький Ленин на октябрятской звездочке,  доверчиво несутся открывать дверь, кто бы в нее ни позвонил. Пассажиры в поезде, разбуженные ночью одним из братьев, перепутавшим купе, обнимают и утешают ребенка, кормят фруктами, а уж потом ищут маму. Даже суровый сторож на базе геологов постоянно прячет улыбку в бороде.

Не верю, что в жизни за то, что скрыли потерю телеграммы, детей не наказали и даже в угол не поставили. Это после всех пережитых стрессов-то в тайге за тысячу и еще тысячу километров, когда маму с детьми и чемоданами никто не встретил! И когда мама с детьми фактически одна осталась на базе геологов, и неизвестно, когда сторож вернется и вернется ли. А медведи-то рядом! Ох я бы на месте той мамы…

Кадр из фильма / kinopoisk.ru

А героиня Веры Васильевой только дарит нам свои чудесные улыбки с экрана, помогая создавать киновселенную, в которой сплошное добро, отзывчивость, чуткость и поддержка. Неудивительно, что в СССР психология и психотерапия развивались не очень активно — кино отбирало у них работу.

«Чук и Гек» на протяжении 70 лет остается одной из любимых новогодних сказок, от которых становится тепло на душе. И хорошо, что эта сказка, хоть и в осовремененном варианте, снова к нам вернулась.

Возрастная категория материалов: 18+