Мама семерых детей построила в амурской глубинке сказочный снежный городок

«Приезжайте к нам в Орловку, у нас многодетная мать такую красоту своими руками делает!» — приглашение и фотографии разноцветных фигур из снега в «Амурскую правду» прилетели накануне Нового года. «Поедем», — решила редколлегия на последней планерке года, и первой в 2023 году стала командировка к матери семи дочерей Олесе Свечниковой. Уже несколько лет она создает праздник своими руками в амурской глубинке. Почему большая семья уехала подальше от цивилизации, завела корову и какие планы строит на взятые дальневосточные гектары — в этом материале.

Маленькое село стало настоящим домом для большой и дружной семьи. Фото: Алексей Сухушин 

Снежный городок на краю земли

«Никак не заблудитесь», — улыбаются жители Пояркова, когда мы спрашиваем дорогу к дому многодетной семьи Свечниковых. Едва проезжаем указатель «Красная Орловка», становится ясно — заблудиться здесь, действительно, очень трудно.

Фото: Алексей Сухушин

Маленькое село находится недалеко от райцентра Михайловского района, но здесь нет ни школы, ни детского сада, ни одного магазина, ни детской площадки, а население, по словам местных, едва доходит до ста человек. Из достопримечательностей — старенький деревянный клуб с незалитой горкой.

В центре улицы Центральной, на которой стоят всего несколько домов, пестреют снежные фигуры. Рядом с ними, несмотря на ледяной ветер, женщина в зимнем комбинезоне и натянутом до глаз шарфе подкрашивает пульверизатором снежную форму пограничника, на помощь спешит дочка с ведрами воды, чтобы разводить колер.

Фото: Алексей Сухушин

«Раз в два дня прибегаю подкрашивать фигуры. В этом году зима такая теплая, я каждый день прогноз спрашиваю, тепло очень, и все тает».

— Ой, прямо в таком виде будем фотографироваться? — смущается Олеся Свечникова, завидев нашего фотокорреспондента. — Раз в два дня прибегаю подкрашивать фигуры. В этом году зима такая теплая, я каждый день прогноз спрашиваю у мужа и расстраиваюсь: -7…-12 — это очень плохо, конечно. Все тает, многие персонажи уже потеряли свой вид. Я даже специально развернула их лицом от солнца, чтоб лица сильно не страдали. Работать приходила по вечерам, детей же много — пока приготовишь, накормишь, дела переделаешь. А сюда — отдыхать.  

На площадке, которую автор выбрала для строительства городка как самую снежную, собрались самые разные персонажи. Рядом с зеленым пограничником лежит большая белая собака.

Фото: Алексей Сухушин 

— Мухтар на охране границы, — представляет Олеся белоснежного зверя. — Мы же приграничное село. Я и нарушителей не раз задерживала, у меня и грамота есть.

Около 20 фигур построила из снега в центре Красной Орловки многодетная мама. «Самая сложная фигура для меня Матрешка, потому что трудно было придать круглую форму, а мастерок у меня самый обычный», — говорит Олеся.

Рядом Гном в большой шляпе, в центре красуется Дед Мороз и Снегурочка, здесь есть Сова, любимая всеми девочками кукла Лол, а также Губка Боб, морские обитатели и герой русских сказок Колобок. Олеся соорудила сразу два символа 2023 года — белого кролика и ярко-розового зайчика из современного мультфильма «Солнечные зайчики». Для деток построили с мужем снежную крепость и небольшую горку — голубого кита — и превратили площадку в настоящий снежный городок.

Фото: Алексей Сухушин

— Начинаем делать героев каждый год в начале декабря. Работаю обычным мастерком. Сначала супруг закрепляет кусок фанеры, облепливаем ее снегом, утрамбовываем, а потом придаю форму, — рассказывает Олеся. — Ну а потом с дочкой Алиной красим. В этом году и она пробовала первый раз строить. С появлением фигур жизнь в селе стала другая! Люди стали на прогулку ходить. У нас пара пенсионеров каждый вечер здесь прогуливается. Мы же и гирлянду купили в 50 метров, муж палки прибил и повесил, все светится вечером, с ребятишками сюда приходят играть. Только горку разбили — кто-то большой, судя по следам. Но я подлеплю и опять зальем, — показывает на глубокие выбоины в горке многодетная мама и приглашает нас на чай.   

Маленький домик на всех

Дом, в котором живет большая семья, совсем не далеко — за углом. Во дворе нас встречает пес, около сарая дымит на морозе паром из ноздрей рыжая корова. Открываем дверь — в прихожей ватага девчонок и птичий шумный говор.

Фото: Алексей Сухушин

Прямо в доме живут домашние «птички» — перепела. В клетке пятнистые яички выкатываются в специальный отсек, детишки тут же ловят их и складывают в картонные лотки. «Только что дети на ушах стояли, а только стук в дверь — тишина», — смеется встречающий нас глава семьи Евгений.

— Перепелиные яйца самые полезные, вы знаете? Они и желчегонные, и при сахарном диабете полезны, люди покупают и «спасибо» говорят, — говорит Олеся, увидев, что я зависла у клетки. — Пить их надо утром, сахар снижается. Я их отвариваю, делаю кляр, но в него нужно добавить соленый огурец, потом на шпажку и обжариваю. И красиво, и кушать удобно.

«Все помощницы мои: Алина, Маргарита, Марина, Антонина, Ева и младшая Анна». Фото: Алексей Сухушин

— Клетку пока пришлось в дом поставить, потому что птицам тепло нужно. У нас порода крупная, техасы, и яйца крупные. Мы в Тамбовке их брали, размножили. Они очень быстро выводятся, сами вылезли и через два дня уже бегают, а через месяц — уже несутся. Мечтаем инкубатор купить на 800 яиц, — рассказывают в два голоса супруги. 

На кухне девчонки терпеливо ждут, пока гости распакуют привезенный торт. Их шестеро — старшая Анастасия уже перебралась в Благовещенск, учится там и работает. «Она мне помогала с сестренками всегда, всех нянчила. Мастером в салоне работает. Я вообще парикмахер — это очень удобно, с одними дочками — на любое событие причёску смогу сделать», — улыбается многодетная мама.

В кухне в печке весело трещит огонь. Воду качают насосом и носят в дом.

Фото: Алексей Сухушин

— Ничего не тяжело, наоборот — хоть движение. Старики мои так жили: хозяйство, охота, рыбалка. Холодильников не было, так в погреба заготавливали даже мясо, лед рубили, — отвечает на вопрос об удобствах глава семьи и выставляет на стол еще теплый пирог и хвастает супругой. — Жена сама всегда все печет.

— Мы еще и пельменей налепили, ждали вас, — улыбается хозяйка.  

—  216 штук! — подсказывает дочка Маргарита.

— Да это только один замес, а так больше 500 за раз лепим. Всей семьей садимся, даже младшая помогает, — говорит Олеся. — А хлеб не успела разнести: у нас же магазина нет, мне буханки привозит предприниматель из Пояркова, а я пенсионерам по понедельникам и пятницам разношу.

До этого семья жила в Пояркове. Там впервые Олеся стала пробовать себя в снежном строительстве. Вспоминает, что тяга к этому идет из детства.

— Когда я была маленькая, отец всегда строил горку в виде кита. Папа считал, что своих детей обязательно нужно радовать. Ну вот и радуем, уже с фантазией. С тех пор как дети появились, строю каждый год. Детям интересно, весело. В любой мороз на улицу готовы бежать, — говорит женщина.

Творческую семью в округе хорошо знают, многие благодарят за созданный руками праздник.

— У нас в Пояркове есть предприниматель Павел Осипенко, у него магазин. Накануне Нового года позвонил и говорит: «Хочу вас поздравить, можете всей семьей выйти». Приехал с женой на фигурки, привез детям пакет с разными вкусняшками и торт, сказал: «Спасибо вам за эту красоту!» Это было очень неожиданно и приятно. Можно его через вас похвалить? — спрашивает Олеся.

Мечта о сыне сделала многодетными

— Все из-за пацана, — смеется Евгений на вопрос о том, как решились стать многодетными.

Фото: Алексей Сухушин

— Сердцебиение мальчика, говорили, и 100 процентов пацана обещали, — рассказывает Олеся про младшую, двухлетнюю дочь Аню. — Ну у нее рука крепкая. Боевик мой маленький. Помню, на УЗИ муж сказал: «Все равно своего добьюсь, будет мальчик!» Ну вот если мне скажут: «Мальчик», я в обмороке буду лежать, в сознание не приду.

Евгений и Олеся родились и выросли в селе Поярково, ходили в одну школу. По признанию женщины, тайная влюбленность в парня случилась еще лет в 14, но судьба развела их на долгие годы. Ну а потом снова свела — на рыбалке.  

Сердцебиение мальчика, говорили, и 100 процентов пацана обещали родителям, но родилась бойкая Аня.

— Я рыбачить люблю очень! И на лодке плавать умею, и деток всех научила. У нас тут река Сухуша и озер много, — рассказывает Олеся. — Муж все места знает, он потомственный охотник. И сазан ловится, караси есть, и щука. Вот однажды и встретились на рыбалке: я на одной стороне реки, а он — на другой. Специально, говорю, караулил? Не признается. Крикнула ему: «Вы браконьерничаете?» А он мне в ответ: «Кто на что учился». Я не вижу кто, а голос знакомый до боли. Вот и пришвартовался на наш берег.

Тогда у Олеси уже были четыре дочери и история за плечами, о которой она не любит рассказывать. Жить молодые начали в Пояркове. Признаются: было нелегко ужиться с похожими характерами. Но испытания закалили и сплотили.

Не успели глазом моргнуть, как одна за одной стали появляться детки — снова дочери. Однажды семье даже пришлось пережить пожар — остались в одних штанах, помотались по родственникам. Потом с помощью материнского капитала купили квартиру, а два года назад решили: пора двигаться дальше.  

Подальше от цивилизации

Папа Олеси держал плодово-ягодный питомник в Пояркове. «У него мечта была яблоки вырастить, так он и персики вырастил! Ушел из жизни, брат мой продолжил его дело. У него тоже многодетная семья — уже пятеро детей, догоняют меня. Но пятый мальчик», — смеется многодетная мама.

После того как родителей не стало, семья переехала в Красную Орловку. Говорят, приехали в крошечное село без благ цивилизации исполнять свои большие мечты.

Фото: Алексей Сухушин

— Сейчас выплаты на детей хорошие — и это очень большая помощь. Мы хотели хозяйство завести, быть поближе к земле. У нас корова и телята, свиньи, куры, утки и даже гусь, а еще три собаки и коты, — перечисляют хозяева. — А помидоров тем летом насажали 680 корней! Вырастили даже чёрные, фиолетовые и белые. Сами кушали и продавали. Спрос был большой, люди распробовали.

Труд в радость — так считают в этой семье и приучают к этому молодежь.

— Я и теплицу выпросила, мне построили из старых рам. Рассаду люди берут. Корову дою сама — сама не ожидала, что смогу! Еще, что и роды будем принимать. Родители держали хозяйство, ну раза три я пробовала, — рассказывает Олеся, пока супруг заваривает и разливает чай.  — До этого мы жили в центре Пояркова, школы рядом, и дети все мечтали на автобусе покататься. А тут как раз в школу в Чесноково на автобусе и ездят. Летом на рыбалку ходим, ягоду собираем, иван-чай сами заготавливаем. Стараемся приобщать ко всему, чтобы не было плохих мыслей. И в церковь ездим — призываем к добру, много зла сейчас через интернет льется, детям голову забивают.

«Девочки все умницы. Маришка быстрая — и по кухне помочь, и сбегать куда. Рита хорошо английский знает, а у Тони голос такой прекрасный». Фото: Алексей Сухушин

А еще Олеся с супругом расчищают своеобразный каток, чтобы дочки катались на коньках. «Ну это вода застывшая, естественный каток, то есть его никто не заливал. Воды тут много, в дождливые годы и огород плавает, и дорога», — поясняет Евгений. Вслед за Свечниковыми подтягиваются и другие дети — родители обещают мальчишкам-проказникам коньки за хорошее поведение.

А в этот Новый год Евгений нарядился в Деда Мороза, взял в помощницы дочку Снегурочкой и поздравлял односельчан в клубе.

— Я уже думала из детдома взять мальчишек, да и все, — признается Олеся, гладя по голове Аню. С рук малышку не спускают и сестры — тискают по очереди. — В храме были из приюта две девочки и мальчик. Девочка так ко мне прижалась, смотрит на меня. У меня сердце замерло. И я им пообещала, что мы встретимся. Сейчас есть акция — можно деток на время в семью взять. Мы тебя уговорим, — говорит удивленно смотрящему на нее мужу. Кажется, что и уговаривать не придется — всех девчонок крепко любит и не против пополнения в семье.

Планы на агротуризм

Превратить Красную Орловку в туристический рай — большая мечта Свечниковых. Олеся в прошлом году стала депутатом Чесноковского сельсовета и настроена решительно.

Фото: Алексей Сухушин

— Хочу асфальт выбить, хотя бы до Орловки, чтобы дети хоть на велосипеде могли проехать. Думаю, получится, — говорит активная женщина и отвечает качающему головой мужу: — Вот будет, говорю тебе! Я уже разговаривала с людьми.

— Ой, она как стала депутатом, сразу и дорогу отсыпали, остановку поставили. Порядки начала наводить. Она у меня такая… Молодец, — кивает на жену Евгений.

Олеся довольно улыбается.

— Мы сюда переехали, потому что земля здесь — дальневосточные гектары. 9 гектаров взяли в прошлом году, сейчас оформляем. Недалеко от дома участок будет. И думаем, увидимся с вами еще, потому что хотим развивать агротуризм: и экзотические животные будут, и свое дело, связанное с молочной продукцией, — это моя мечта, — делится планами Олеся.

Главные «достопримечательности» Орловки — старый клуб с незалитой горкой. Фото: Алексей Сухушин

Начать фермерство Свечниковы планируют с разведения коров. Сидеть, впрочем, и сейчас некогда — уже скоро подоконники займут ящики с рассадой. В феврале, пока корова в запуске, мечтает семья съездить к бабушке в Нижний Тагил.

— Ей уже под 85, но выглядит молодо. Дети ни разу на поезде не ездили, вот хотим. Сейчас льготы есть для многодетных, — делится Олеся. — Дел на этот год много! Нам обещают машину от государства, может и в город будем возить овощи и яйца продавать. Без машины тяжеловато. Вроде пикап обещают, а я, может, как его — «Соболь»? — хотела бы. Я прекрасно вожу, и мужа учила, — улыбается Олеся, а супруг машет рукой: «Пусть так».

Счастья хватит на всех

Несмотря на холодный ветер, всей семьей отправляемся на улицу. Во дворе девчонки наперебой хвастают сторожевой собакой и ловят рыжего кота. Бегом — к снежному городку, едва успеваю затолкать младших в редакционную машину, чтоб не продуло. Но деревенским зима нипочем: они достают ледянку и скатываются по горке. Отчаянно пыхтит даже младшая Аня, показывая крепкий характер и обгоняя старших сестер.

В больших планах семьи – настоящая молочная ферма, а пока в хозяйстве перепела, куры, бычки и корова Венера, которая готовится к появлению теленка весной. Фото: Алексей Сухушин

— Планы большие, хочу облагородить наше село, сделать его туристически привлекательным. И для детей, чтобы было интересно. Задумала всесезонные фигуры создать — и до самого нашего участка, — делится планами Олеся Свечникова. — Пойдем в фермеры семьей, может кто-то из деток останется в деревне, вот Тоня и Марина хотят здесь жить.

Она долго уговаривала дочек спеть любимую песню, и уже на прощание, прямо на дороге посередине села, девочки светлыми голосами запевают «Радуйся!». Песне научил местный батюшка, с ней они ходили по домам колядовать на Рождество и на старый Новый год. Девочки вручают нам ячейки с перепелиными яйцами и хором прощаются. «Я — счастливая, мы всегда и везде вместе», — честно признается Олеся, и ее лицо светится. Смотрю на эту семью и думаю: неважно, где жить. Главное — как.

Возрастная категория материалов: 18+