Хотя если присмотреться, то время не щадит никого. И поступь легендарного Донатаса Баниониса уже не столь уверенна, как в «Мертвом сезоне». В общем, тему для разговоров нам подкинули. Но увидеть кинозвезд на сцене, в новых спектаклях, волнующих столичного зрителя, замечательно вдвойне. Оказывается, на сцене наши седовласые любимцы молоды, полны творческих сил и куража и с радостью дарят жизненную энергию зрителю.
К поклонникам антрепризных спектаклей себя отнести не могу. Слишком часто наспех сколоченные для поездки в провинцию, они приносили разочарование — минимум актеров, декораций и творческих усилий. Может быть, поэтому за билетами не торопилась. На этот же раз все получилось совсем иначе. Возможно, потому, что это — конкурс антреприз, и, насколько известно, первый в России. А значит, в зале, кроме зрителей, коллеги по цеху.
Говорят, участники форума стараются не пропускать привезенные в Благовещенск спектакли. В первый день возникла даже некоторая заминка перед началом: не всем киношникам хватило мест в зале. Для многих из них, зажатых в жесткие тиски киносъемок и гастролей, это прекрасная возможность увидеть то, до чего не дошли руки в столицах. Возможно, на успех сработала атмосфера любви и благодарности благовещенцев: она настроила на особую творческую волну. Словом, понравился уже первый спектакль, которым открылась конкурсная программа антрепризных спектаклей. И я, не сомневаясь, вновь отправилась за билетами на следующие. Когда еще выпадет такая счастливая возможность!
Посвящение родителям
«Любовь — не картошка, не выбросишь в окошко» («ТеатрДом») посвятили спектакль родителям, своим и нашим. В буклете, представляющем спектакль, фотографии семей Усатовых, Михайловых, Скляр, Буряк... Точно такие же, только с нашими родителями в городском саду или на завалинке у сельского дома, есть во многих семейных альбомах. Подвыпивший глава семейства Тимофей вздумал гонять на мотоцикле и теперь лежит с поломанной ногой дома — совсем невыездной. А чтобы в полной мере он почувствовал всю тяжесть содеянного, жена не торопится предоставить ему другое средство передвижения — костыли. Не поступившая в институт дочка, созревшая уже, что наливное яблочко, и готовая броситься в набежавшую волну любви. Бабка, которой до всего и всех есть дело... Играют этих героев актер Малого театра народный артист России Александр Михайлов, актриса Молодежного театра на Фонтанке Зоя Буряк, заслуженная артистка России из Александринского театра Кира Крейлис-Петрова. А в центре действа — актриса АБДТ народная артистка России Нина Усатова.
Катерина — жена главы семейства, невестка, мать. А по большому счету она и есть глава, потому что решает единолично: быть или нет именинам Тимофея, выставить ли заветную бутылочку, припрятанную в сапоге, лезть ли Таньке на крышу дома за появившимися на свет котятами или объявить амнистию по случаю праздника. В этот дом на постой попадает городской художник Виктор, приглашенный в деревню для оформления клуба. Его играет заслуженный артист России Игорь Скляр (артист театра Европы). Но для того чтобы городской повеса не очень-то заглядывался на Татьяну, сельский завхоз (он и сам не прочь позвать хозяйскую дочь в клуб) представляет эту семейку как людей не в себе. А им, соответственно, таким же образом отрекомендован художник: мол, совсем недавно из психушки. Вот и представьте, как складывается диалог хозяев и постояльца. Комедия, да и только! Комедия ситуации, разыгранная актерами с азартом и нежностью к их бесхитростным героям.
Теперь они делят память
LA"ТЕАТР представил в Благовещенске тоже комедию — «Дура, это любовь!» драматурга Исаака Фридберга и режиссера Вадима Дубровицкого. Но совсем иного плана — мистическую. Хотя к мистике порой подмешиваются мелодрама, детектив, фарс. Две милых пожилых дамочки-пенсионерки, которых играют народная артистка СССР Людмила Чурсина и народная артистка России Ольга Волкова, пережившие общую любовь к одному человеку, продолжают делить его, которого уже нет. Память о нем. Одна была женой, другая — подругой жены и женщиной, которая всегда рядом. Ну а первая... Просто у нее не было сил потерять сразу и подругу, и мужа. Теперь осталась лишь подруга, которая довозит до кладбища и деликатно остается у входа. Блестящий дуэт прекрасно дополняет актер Игорь Ливанов (кстати, для него в Благовещенске состоялась премьера). В столице роль полусумасшедшего брошенного мужа, захватившего подруг в заложницы, играл Игорь Бочкин. Требование «захватчика», соорудившего адскую машинку из мясорубки с будильником, абсурдны и смешны — пусть вернется жена. Он тоже, как и его заложницы, действует во имя любви. Только жена — дура и не догадывается, что это любовь. Грустная комедия.
Лица от Чехова представил Калягин
Спектакль «Лица» московского театра Et Cetera под руководством народного артиста СССР Александра Калягина значится в неконкурсной программе форума. Это работа репертуарного театра, правда привезенная к нам в концертном исполнении. Александр Калягин и заслуженный артист России Владимир Симонов представили ранние рассказы Антона Чехова. Собственно, название спектакля весьма условно. С равным успехом, по мнению создателей, его можно было бы назвать «Персоны» или «Характеры».
— Мы все когда-то, лет в четырнадцать, в школе проходили эти рассказы, — сказал Александр Калягин. — Именно проходили. Но способны ли мы были их понять? И только возвратившись к ним лет в тридцать пять, пожив в России и повидав всякое, понимаешь, о чем с грустью и юмором писал доктор Чехов. По мнению мэтра, смысл нашего мироощущения очень хорошо выразил один чеховский герой: «Такая хорошая погода! То ли выпить чаю, то ли застрелиться...»
Типажи и характеры чеховских героев и сегодня узнаваемы. Помещик из рассказа «На чужбине», рассуждающий за завтраком перед гувернером-французиком, что Франция по сравнению с Россией — это... тьфу, все равно что горчица французская перед русской. А вот великовозрастный сын, который боится всего и вся и, читая газеты, доводит едва ли не до обморока папашу («Психопаты»). Или злоумышленник из одноименного рассказа. Он лишь гайку на железной дороге открутил — грузило сделать. И никак не возьмет в толк, что это преступление. Прошлый век — а все так актуально! Блестящая работа двух актеров сделала главное — захотелось вновь взять в руки томик Чехова. И это уже немало.
Правда, мало оказалось другого — общения с замечательными актерами. Почему-то не хотелось уходить из зала, думалось, что Александр Калягин продолжит, так же, как и начал, неспешный разговор о театре, о замечательном литературном материале, который так любят играть актеры, и его авторе — грустном человеке в пенсне. Потом, обсуждая спектакль со знакомыми, я узнала: и у них было такое же чувство — хотелось продолжения разговора. Но, видно, в том и заключается истинное мастерство актера и режиссера: вовремя поставить точку.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии