Амур - река трансграничная, а значит, мы в прямом смысле слова приблизимся к Китаю. Чтобы планы воплотились в жизнь, необходимо одно - добиться федерального финансирования проекта. 40 лет без ремонта Сегодня все внутренние возможности давно исчерпаны - в городской черте вся земля практически занята. Идея расширения городских границ за счет ремонта набережной только на первый взгляд фантастична - возможность сближения Благовещенска и Хэйхэ уже рассматривают в «Ленгепроречтрансе». Это предприятие Санкт-Петербурга в начале года выиграло конкурс на изготовление проектно-сметной документации ремонта набережной нашего областного центра. Не нужно далеко ходить, чтобы понять, насколько плачевно состояние набережной Амура в районе Благовещенска. Более шести с половиной километров облаченной в бетон и окультуренной архитекторами конструкции не реставрировались с 1964 года. Воды с тех пор утекло очень много - даже два крупнейших наводнения успели пережить. В 1971 и 1984 годах течение едва не перехлестывало через верхнюю отметку (высота от берега до парапета около 8 метров). Именно тогда произошли первые так называемые локальные разрушения. Экологи давно бьют тревогу по поводу трещин и разломов, через которые в реку могут хлынуть потоки сточных вод. Кстати, нечто подобное уже происходит - городская канализация то и дело разбавляет естественный водоем. Как ни странно, проблем нашей набережной добавило беспокойство китайцев по поводу состояния собственных береговых сооружений: соседи на протяжении длительного времени отсыпают и укрепляют свои границы. Как следствие - резко меняется гидрологическая обстановка на Амуре, увеличивается скорость течения, меняется русло, в итоге наши берега разрушаются все интенсивнее. Между тем в инвестиционном проекте, разработанном мэрией, четко говорится, что набережная - это не просто культурное оформление города, она несет «оборонную, гидрологическую, экологическую, защитную функции при высоких паводках реки». В случае разрушения набережной под угрозой затопления могут оказаться около 50 многоквартирных жилых домов, 3 школы, 2 колледжа, порядка 20 предприятий, телепередающая вышка ОРТПЦ, военный институт, областная администрация, мэрия Благовещенска. Кроме того, рядом с водой находится шесть пожаро- и взрыво-опасных и три химически опасных объекта. Можно с уверенностью сказать, что от прочности берегов Амура напрямую зависит безопасность всего государства, и дело здесь даже не в часовых Родины. Пограничники свое дело знают - просто может оказаться так, что охранять им со временем будет нечего. Сам факт того, что страдает уникальный по своему геополитическому положению город, ничего хорошего для репутации государства не несет. 342 метра над водой Укрепление набережной Амура - удовольствие дорогое. Как ни крути, а без помощи федерального бюджета в реконструкции не обойтись. Стоимость водоперестройки в инвестиционном проекте, который пока охватывает всего один небольшой отрезок, заявлена немаленькая. Для ремонта 342 метров самого проблемного участка, а именно от улицы Калинина до переулка Святителя Иннокентия, уйдет, по самым скромным подсчетам, около 200 миллионов рублей. Там исторически было обусловлено создание сложной двухъярусной конструкции. С начала зарождения города именно в этом месте располагались грузовая и пассажирская пристань, а также зона отдыха и развлечений. С момента строительства современного грузопассажирского порта, расположенного двумя километрами ниже по течению, пристань утратила свое функциональное назначение: пассажиро- и грузоперевозки ушли, однако благовещенцы по-прежнему приходят полюбоваться на речные пейзажи. Созерцание красот происходит со стенки набережной, которая осела и сильно наклонилась в сторону реки. Разработанная проектно-сметная документация, которую можно смело назвать пилотным проектом всей набережной, предусматривает восстановление основной стенки берегоукрепления, причальной стенки и сходов. - Мы смогли убедить Москву помочь нам укрепить этот участок набережной, - отмечает главный архитектор Благовещенска Владимир Крылов. - Я бы даже сказал, что значительная часть денег будет именно из федерального бюджета. Конкурс на проведение реконструкции выиграл «Мостоотряд N 64». Основные работы намечены на 2007 год. Речь идет, если хотите, о восстановлении исторического наследия. Что касается остальной части, то набережная может дать городу мощную финансовую подпитку. Мы уже думали над тем, как можно на ней зарабатывать. С предложениями по поводу реставрации 6 километров берегоукреплений ознакомился министр экономического развития Герман Греф, свою заинтересованность выразил премьер-министр Михаил Фрадков во время своего последнего визита. Надеемся, что правительство оценит проект. Навстречу соседям Во сколько обойдется ремонт всей набережной, в мэрии даже приблизительно сказать затрудняются. Стоимость только разработки проекта потянула на 23 с половиной миллиона рублей. По словам Владимира Крылова архитекторы из Санкт-Петербурга разрабатывают два варианта: металлические конструкции будут подешевле, железобетонные подороже. - Меня, как архитектора, конечно, больше интересует эстетическая часть вопроса, - продолжает Владимир Крылов. - Город находится на границе, и от того, какое впечатление мы будем производить на Китай, во многом зависит успех наших партнерских отношений. Но как раз эта сторона проблемы может стать самой дорогостоящей. Отсыпка участка Амура перед Благовещенском также влетит в копеечку, придется завозить сотни тонн песка и гравия. Небольшой опыт в подобных работах пока есть только у речного порта. Они таким образом смогли расширить свою территорию. Дело это сложное и, помимо больших финансовых вложений, требует еще ряд согласований на самых разных уровнях между двумя странами. Вряд ли КНР оставит без внимания возможное смещение фарватера реки в свою сторону. Опять же гидрологические особенности могут проявить себя в самом неожиданном свете. Первые результаты своих исследований разработчики проекта должны предоставить уже в октябре. Пока известно только, что расширение набережной технически выполнимо. Если удастся выполнить программу максимум и увеличить территорию областного центра, то эта территория будет самой дорогостоящей в плане аренды. Культурно-деловой центр, который там появится, будет состоять из серии зданий с гостиницей, развлекательными комплексами и так далее. О привлекательности и реальности идеи говорит тот факт, что свои услуги в застройке еще не существующих площадей уже предложили в том самом «Ленгепроречпроекте». - Мы ответили отказом потому, что сегодня все решают конкурсы, - делится главный градостроитель. - Когда будут выполнены все необходимые процедуры, получены разрешения, за право работы на набережной будут бороться те, кто предложит наилучшее качество за самую низкую цену. Думаю, недостатка в желающих стать подрядчиком и заказчиком строительства не будет. Но для начала необходимо узнать стоимость всего, что предстоит сделать, и убедить Москву оплатить хотя бы половину работ. Не исключено, что набережная Амура в ближайшем будущем превратится в объект инвестирования. Если все пойдет нормально, то начало отсыпки береговой полосы можно ждать уже в конце 2008 года. Еще лет пять понадобится на доведение проекта до логического завершения. В случае самого простого развития событий (ремонта существующей набережной) полная реконструкция может завершиться уже к 2010 году.

Возрастная категория материалов: 18+