Вот уж точно никогда не приходило в голову выпускнику школы N 12 областного центра Александру Савельеву, что он однажды попадет в известный на весь Советский Союз ансамбль, от которого сходили с ума его ровесники - мальчишки и девчонки конца восьмидесятых годов прошлого столетия. Но неожиданно это случилось. Он выступал в знаменитом коллективе в течение двух с половиной месяцев в далеком 1989 году. Доска вместо пианино и линейка вместо гитары Однажды в детстве папа решил приобщить маленького Саньку к художественной самодеятельности на маслобойном заводе. В ДК Саше предложили не только сыграть на баяне, который он уже три года осваивал в музыкальной школе, но и спеть. Мальчишка обрадовался - он-то ведь со старшим братом давно готовил себя к роли эстрадного музыканта. Происходило это так. Когда дома не было родителей, старший брат ставил на проигрыватель пластинку с песнями из мультика «Бременские музыканты». Мальчики хватали большие мамины линейки для измерения тканей (мать была швеей) и воображали, что это электрогитары. Братья пели дуэтом «Ничего на свете лучше нету, чем бродить друзьям по белу свету...» и представляли, что именно им бешено аплодировали переполненные стадионы. От фантазии захватывало дух. Но становиться музыкантом Александр пока не собирался. Единственно, чего упорно желал, - научиться играть на фортепиано. Но так как дома инструмента нет, Саша взял у отца, художника-оформителя, кисти и краски и нарисовал на доске черно-белые клавиши. Один в один как на пианино. Пометил на каждой клавише соответствующую ноту, водил пальцами по клавиатуре. - Сейчас, вспоминая это, смеюсь, - говорит Савельев, - а тогда мое изобретение действительно помогло в освоении любимого инструмента. Кстати, отец до сих пор хранит ту доску как ценную реликвию. «Ласковый май» на Первомайской улице В двенадцать лет Саша влюбился. Чем он мог добиться расположения понравившейся девочки? Тем, что лучше всего умеет. Занимаясь художественной самодеятельностью, он напел изрядное количество шлягеров, посвященных интимной теме. Несколько вечеров подряд сочинял текст и музыку, посвящая ей, единственной и несравненной. Александр до сих пор помнит наизусть слова той незатейливой песенки: «Милая Ольга,/ Зажигаю свет в своем окне. / Милая Ольга, / Ну что же ты не приходишь ко мне? / Милая Ольга, / Называю так тебя не зря./ Милая Ольга, / Ведь я люблю тебя!» - В сущности, мое посвящение очень похоже на то, что делал «Ласковый май», - рассказывает Савельев, - но я тогда еще не знал про этот ансамбль. Кстати, когда первый раз услышал магнитофонные записи «Мая» (еще на катушках), он мне не понравился. Я стал ворчать: «Мои песни гораздо лучше. Давайте их разучивать». А у меня уже имелись целых три песенки собственного сочинения. Самое интересное случилось дальше. Руководитель самодеятельности маслобойщиков Виктор Дубчак предложил строптивому Савельеву заняться разучиванием песенки «Белые розы». Не проявив поначалу особой инициативы, мальчик постепенно втянулся и... полюбил хит в исполнении Юры Шатунова. Он почувствовал, что «Розы» созданы как будто специально для него. Хитовая песенка производила фурор на танцах и на выездных концертах. Девочки закатывали глаза, исступленно били в ладоши, а когда восклицали: «Это же вылитый «Ласковый май»! Это второй Шатунов!» - Саша млел от восторга. В этот момент он вспоминал домашнюю сценку: «игру» на линейках и песенку «Ничего на свете лучше нету». И вправду - ничего тогда не было лучше для юного шестиклас-сника. Внезапно он стал ужасно знаменитым. Правда, лишь на Первомайской улице. Но, как говорится, лиха беда - начало... «Пустите! Меня ждет Андрей Разин» И все-таки он не собирался на большую эстраду. Музыкалку закончил, дальше учиться не пошел. Занятия в ансамбле рассматривал не больше чем как хобби. После школы подал документы во Владивостокский политехнический институт на факультет аэрокосмической связи. Специальность считалась престижной. А потому конкурс был внушительный: 18 человек на место. Но Саша обожал в школе точные науки и легко поступил. Как велось в те времена, первокурсников отправляли в колхоз. Савельев оказался в одной из деревушек в шестидесяти километрах от Уссурийска. Он меланхолично перебирал картошку: гнилую - налево, хорошую - направо. и рассеянно слушал радиоприемник. Приморское радио передавало интервью с руководителем «Ласкового мая» Андреем Разиным: «Сейчас мы работаем в Уссурийске. Гастролируем по стране и собираем талантливых молодых людей». Тут, по выражению Савельева, у него «что-то щелкнуло в мозгу». Часа полтора собирался с мыслями: «Показать или не показать свои песни Разину?» Ринулся к бригадиру: « Мне надо срочно в Уссурийск. Отпустите на один день!» Схватил зонтик, паспорт, деньги и бросился на проезжий тракт. Где пешком, где на попутках, но все-таки добрался до желанного Уссурийска. На стадионе уже выступал «Ласковый май». Фанатки плакали от восторга, трибуны что-то громко скандировали. Савельев купил входной билет, но не стал искать свое место, а прямиком направился к центру поля, где лицедействовал суперансамбль 90-х. Вокруг поля в несколько рядов выстроилась милиция. Однако Саша не уклонялся от встречи с работниками УВД, шел прямо на них, отчего те несколько терялись. На вопрос: «Куда прешь?» - хмуро отвечал: «Меня там ждут». Как ни странно, милицейские ряды расступались. Он больше всего опасался не того, что его могут задержать или арестовать, больше всего на свете он боялся свалиться в липкую жирную грязь стадиона на глазах у десятков тысяч зрителей. Недавно прошел дождь, и стадион основательно размыло. Вдруг Савельев наткнулся на какого-то мужчину, который рявкнул ему: «Стой!» - «Уйди! - крикнул Саша, думая, что это очередной охранник.- Меня тут ждет Разин». А тот неожиданно расхохотался: «Я и есть Разин. Чего ты хочешь?» Саша пояснил: «Слышал объявление», - «Мы еще завтра будем выступать. Концерт в час дня, а ты приходи в одиннадцать. Будет настройка звука». Саша переночевал на железнодорожном вокзале, а в положенное время явился на место встречи. Разин поставил его за синтезатор и сказал: «Показывай, на что способен». Саша деревянными, плохо гнущимися пальцами (от работы на поле и от волнения) взялся за инструмент и спел про милую Ольгу. Разин внимательно выслушал и сказал: «Хорошо. Поехали с нами». Почти квартал в составе поп-группы Возвращаться в колхоз за своими вещами Савельев не стал : боялся отстать от «Ласкового мая» и упустить удачу. Из вуза его, разумеется, мгновенно отчислили. Чтобы оправдаться перед родителями, Саша придумал легенду: «Папа и мама! У меня неожиданный поворот в судьбе. Во Владивостоке я был прослушан композитором Владимиром Шаинским. Он меня пригласил к себе в Москву». Саша понимал, что прославленный в СССР сочинитель музыки про крокодила Гену более значим и весом в глазах родителей, чем какой-то скандальный Разин со своим якобы детдомовским коллективом. Думал ли тогда благовещенский паренек, что разинское изобретение - это калиф на час, что только в эпоху смуты могут подниматься на волну успеха такие примитивные коллективы, как этот? нет, не думал. Саша опять парил. Южно-Сахалинск, Петропавловск-Камчатский, Владивосток. Он сразу же включился в работу коллектива, пел несколько шатуновских песен, и, конечно же, свою - про Ольгу. Хитрый Разин, представляя Савельева широкой публике, подчеркивал свое заботливое отношение к провинциальным талантам. Видите, вашего земляка к себе взял. По словам Савельева, он планировал подготовить из него дублера Шатунова. Все было интересно Саше в ансамбле. Он быстро перезнакомился со всеми 17 участниками коллектива. Планов было громадье, но Савельев не вписался в слишком богемную жизнь коллектива. В группе возникла конфликтная ситуация. Окончив гастроли на Дальнем Востоке, Андрей Разин без сожаления расстался со своим новым подопечным. Сейчас Саша Савельев работает оператором на одном из благовещенских телеканалов. Он говорит, что готовит книгу о своем пребывании в «Ласковом мае» на изломе двух эпох, где якобы поведает всю правду о нем. А пока рассказывать все нюансы расставания с не очень ласковым ансамблем не намерен. Он также уверен, что время «Ласкового мая» еще вернется, что те, кому сейчас под сорок, скоро начнут с ностальгией вспоминать события двадцатилетней давности, выложат любые деньги, чтобы услышать живьем «Белые розы», и разинский коллектив вновь начнет свое триумфальное шествие по стране. Что ж, поживем - увидим.

Возрастная категория материалов: 18+