Однако за последний год книжный бизнес начал активно эксплуатировать эту литературную форму. В магазинах ряды дневников «кого-то» становятся все более бесконечными. Порнографы, стервы, наркоманы, сумасшедшие художники, горничные и светские львы посвящают массы в подробности своей жизни. Словесный эксгибиционизм Заглядывая в историю, можно узнать, что жанр дневников зародился в 17-м веке в Англии. Тогда юные леди и кавалеры чернилами выводили сокровенное в фолиантах. Мода быстро распространилась по Европе, позднее перекочевала в Америку и Россию. Опусы и путевые записки известных личностей трансформировались в мемуары. Их редактировали и публиковали небольшими тиражами для интересующихся. Затем дневниковая и эпистолярная форма стали использоваться писателями как художественный прием - Лермонтов в «Герое нашего времени», Достоевский в «Бедных людях», Шелли в «Франкенштейне», Акунин, Стругацкие в своих произведениях часто раскрывают психологию персонажа не косвенно, а от первого лица. Однако всеобщий ажиотаж вокруг дневников начался недавно. Люди скупают регулярные заметки от первого лица, причем феномен в том, что герои чаще всего выдуманные и прототипов не имеют. Почему именно сейчас культивируется интерес к личности или ее имитации, аналитики дают несколько объяснений. В эпоху информационной насыщенности и технократических тенденций человек затирается, конкретная персона теряется в потоке цифр, фактов. Помещение индивидуальности в художественное пространство - противовес информационным сверхмагистралям. Ценными становятся персонифицированные данные. Также дневники - квазиконтраст термину, возникшему в век постмодернизма «смерть автора». Терапевты отмечают, что на стыке тысячелетий обостряются психические и эмоциональные расстройства, и сейчас мы наблюдаем своеобразный эксгибиционизм, воплощенный в словесной форме. А на каждого раздевающегося есть свой вуайерист. На телевидении феномен «афишированного дневника» зародился раньше, чем в литературе и проследить его проще. Реалити-шоу делают звездами единиц, взятых из массы, рейтинг выше у тех «полуфабрикантов» и «строителей дома», кто громче скандалит и активнее раскрывает свой характер. Появился ряд программ, где ведущий более рельефен, чем его гости. «Синеманию с Ренатой Литвиновой» «Ночных муз» с ее же участием, «Школу злословия» с Татьяной Толстой или «Кино в деталях» с Федором Бондарчуком многие смотрят именно ради встречи с автором, а не его собеседниками. Соцзаказ и жизнь в Интернете Первой ласточкой в литературе стали откровения Бриджит Джонс. Они настолько популярны, что по ним сняли не один фильм. Ненавязчивый психологизм, комические ситуации, лирические мучения - в книге оказалось все, чтобы читательницы увидели в героине себя и полюбили. Сейчас идея поставлена на поток, очарования и глубины в этом жанре стало меньше. Появилась серия книг Денни Кинга «Дневник налетчика», «...порнографа», «...киллера», «...грабителя». Ему вторит 13-летний Джим Керрол с «Дневником баскетболиста» и Элизабет Си с «Записками стервы». Недавно в Хабаровске вышла в свет книга Елены Ровинской «Секс ан-дэ!», или Дневник хостесс». По названиям можно определить, что под обложкой прячутся шокирующие откровения. Авторы этим и пытаются завлечь голодных до эпатажа читателей. Однако содержание не всегда оправдывается. Максимум на что способны писатели, клонирующие эту идею, - напичкать текст матерной лексикой, жаргонизмами и неумело описанными сценами секса. На душевный стриптиз претендует Элизабет Си, но после 20-й страницы начинают утомлять ее псевдоциничные размышления об отношениях с подругами, инструкции по атаке на мужчин становятся однообразней. Часть произведений даже при беглом просмотре можно отнести к группе соцзаказов. Это исповеди персонажей о том, как они встали на тропинку, поросшую марихуаной, а заканчивают путь на трассе, припорошенной кокаином или вымощенной «марками». «Дневник баскетболиста» рассказывает о подростке из католической семьи, который занимался спортом, а по воскресеньям после церковной службы баловался «травкой». Последняя из записей, которые он вел три года, - описание того, как парень лежит в ломке, с закупорившимися венами и мечтает об одном - о способности улыбаться. «Дневник Алисы» тоже история девочки-наркоманки с русским колоритом, натуралистическими подробностями. Знакомство с выдержками из таких жизней отбивает желание экспериментировать с сознанием, оно действует, как демонстрация черного от никотина легкого на курильщика. И не важно, что истории шаблонные, а персонажи выдуманы (хоть обложка и гласит «по реальным событиям»). Снижение качества книг - стандартное явление при тиражировании идеи. Но найти брильянт в грязи все равно можно. Последняя книга Чака Паланика (автора «Бойцовского клуба») «Дневник» представляет исповедь сумасшедшей художницы. Она скрывает не только прошлое героини, пути самоанализа, но и приоткрывает подсознательную мотивацию поступков. Забавные истории из жизни с элементами автопортрета рассказываются в серии, созданной на основе электронных дневников. Екатерина Великина и Наталья Кирченко ведут дневники в Интернете, берут из них выдержки и публикуют в печатном варианте. Также юзерши знакомят читателей с записями своих френдов. В книжках «Автостопом по сети» и «От заката до обеда» встречаются диалоги о сути гомосексуализма, монологи о кошках-бомжах или просто любопытные цитаты типа «Не смешите натуру, у нее грудь трясется». Написано честно, самокритично и от этого весело. Кстати, сама популярность виртуальных дневников тоже показывает, что портреты внутреннего мира пишутся не только с человека, но и с целой страны. Путевые заметки хулигана и расиста Ярослава Могутина называются «Дневник первого года в Америке». Он пытается разобраться в психологии нации, где обвинить учительницу в сексуальных домогательствах может школьник, который на две головы выше самого педагога. Где полицейские носят женское нижнее белье, а фокусники на улице зарабатывают больше, чем врачи в России. Подобным произведениям ценность придает не столько интересный фактаж, сколько харизма автора и территория, о которой он пишет.