В это же время на собственность железнодорожников претендует и область. «Шкуру неубитого медведя» — котельную Тынды стоимостью 1 миллиард 200 миллионов рублей — начали делить еще 2 года назад. Тогда мэр Виктор Зубоваткин вышел с инициативой к начальнику Дальневосточной железной дороги Михаилу Заиченко о передаче центральной котельной Тынды в муниципальную собственность.
— Все, что находится на нашей территории, должно принадлежать городу, — говорит тындинский градоначальник. — Согласно 131-му федеральному закону, тепловодоснабжение населения относится к компетенции местного самоуправления, поэтому отсюда и наша инициатива.
Сейчас, когда повсеместно коммунальщики должны десятки миллионов рублей железнодорожным котельным, ОАО «РЖД» планомерно осуществляет передачу своих объектов ЖКХ местным властям. Многомиллионные долги были и в Тынде. МУП «Жилсервис» задолжал дистанции тепловых сетей более 100 миллионов рублей. Однако когда железнодорожники отказались от посредников и стали собирать платежи самостоятельно, ситуация кардинальным образом изменилась.
— Мы сразу же почувствовали, насколько вырос уровень платежей. Безусловно, и сейчас есть злостные неплательщики, но такой задолженности, как раньше, уже нет, — говорит Сергей Гордеев, начальник узловой специализированной дистанции тепловых сетей (УСНГЧ). — В целом наше предприятие является рентабельным.
По мнению многих, именно финансовая сторона вопроса стала определяющей в борьбе за тындинскую фабрику тепла. Первый заместитель мэра Тынды Сергей Евтушенко, до этого возглавлявший УСНГЧ и знающий все денежные тонкости работы котельной, сегодня настаивает на передаче комплекса в муниципальную собственность. В администрации города даже родился план разбить котельную на 10 — 15 обществ с ограниченной ответственностью под крышей одного холдинга. При этом главной задачей просматривается экономическая выгода, переход на упрощенную систему налогообложения, а выработка тепла здесь отводится на второй план.
В самой компании «Российские железные дороги» сразу же отказались от просьбы городской администрации подарить им котельную. Несколько лет назад железнодорожники передали объекты тепловодоснабжения в поселке Елецкий республики Коми в муниципальную собственность. Однако местная власть не справилась с переданным хозяйством и в средине зимы разморозила котельную и тепловые сети железнодорожного поселка. ОАО «РЖД» пришлось вкладывать десятки миллионов рублей для того, чтобы ликвидировать аварию в Елецком. Тогда даже была организована эвакуация жителей из полностью замерзшего поселка. Наученные горьким опытом железнодорожники теперь с осторожностью подходят к передаче таких объектов. Наиболее приемлемым вариантом в компании «РЖД» считают переход котельных в областную собственность.
В 2005 году в Приамурье было создано ГУП «Коммунальные системы БАМа», куда вошли котельные, водозаборы, очистные сооружения поселков, расположенных вдоль Тындинского отделения дороги. Раньше все эти объекты принадлежали железнодорожникам, сейчас они находятся в областной собственности. За 2 года работы ГУП «КСБ» не допустило ни одной крупной аварии на десятках жизненно важных объектов притрассовых поселков. Сейчас рассматривается вопрос передачи этому предприятию и главной котельной города Тынды.
— Закрадываются сомнения, что кто-то будет помогать из области. И самое главное — это тарифы. В Коммунальных системах БАМа они значительно выше, чем в городе. С переходом в это предприятие тарифы в Тынде поднимутся на 17 %, — высказывает свою точку зрения Юрий Маркитан, депутат городской думы. — Здесь ведь очень много и технических вопросов. Сегодня уголь подвозится на вертушках, КСБ предлагает построить разгрузочный терминал для полувагонов. Получается, будем долбить уголь ломами и разгружать вагон несколько часов.
— Надо взвешенно подходить к этим вопросам. Пусть объект лучше останется в ОАО «РЖД», — говорит Валентина Пинчук, депутат городской думы. — Жители города против передачи котельной. Они боятся, что город замерзнет и пополнит список мертвых.
Тындинцы уже даже собирают подписи против передачи этого объекта. Против выхода из состава ОАО «РЖД» и сотрудники узловой специализированной дистанции тепловых сетей. В случае перехода в другую собственность они теряют ежегодный бесплатный проезд и корпоративные льготы.
— Мы, конечно, заинтересованы, чтобы котельная по-прежнему принадлежала ОАО «РЖД». Крупная компания дает совсем другие возможности, это и централизованная поставка запчастей, и льготные тарифы на перевозку угля, — аргументирует Сергей Гордеев. — Если же вопрос встанет, куда лучше перейти: под крыло муниципалитета или региона, то ответ очевиден — это область. Что касается высоких тарифов в ГУП «КСБ», то они связаны с дорогой выработкой тепла на маленьких станциях, в нашем случае стоимость гигакалории будет устанавливаться конкретно для города Тынды, естественно, что она будет меньше, так как у нас другая себестоимость. Кстати, в нашем северном городе тариф на тепло самый маленький в Амурской области.
Несмотря на все аргументы муниципалов, областных чиновников, железнодорожников, последнее слово остается за Правительством России. Только по распоряжению премьер-министра жизненно важные объекты ОАО «РЖД», в их числе и котельные, могут быть переданы в ту или иную собственность. В самом кабинете министров вопрос тындинской котельной еще не рассматривался. Впрочем, теперь и сами железнодорожники задумываются, а стоит ли им дарить свое имущество. Экономические расчеты показывают, что котельная является прибыльным объектом, а по законам рынка это является главным показателем работы. Поэтому в правлении компании «Российские железные дороги» еще не приняли окончательного решения по передаче фабрики тепла столицы БАМа.
Железная дорога по-прежнему вкладывает значительные средства в модернизацию центральной котельной Тынды. За первый квартал было выполнено работ на 4,5 миллиона рублей, запланированы большие вливания и в ближайшие три месяца. В процессе передачи сейчас находятся и другие железнодорожные котельные области, расположенные в Сковородинском, Магдагачинском, Шимановском, Свободненском, Белогорском, Бурейском районах. Здесь же ОАО «РЖД» аргументирует свою инициативу многомиллионными долгами местных коммунальных предприятий и убыточностью изношенных котельных. Например, в Сковородине уже достигнута договоренность, что котельные перейдут к ГУП «Коммунальные системы БАМа», в других поселках Приамурья ведомственные объекты скорее всего отдадут местным властям. Тында.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии