Но у «Амурской осени» свое, особое звучание и миссия — просветительская. Цель фестиваля — довезти до Дальнего Востока новое российское кино и дать возможность жителям приграничья пообщаться с любимыми актерами. Интересно, что уже сегодня организаторы больших международных форумов приходят к выводу, что везти свое кино нужно именно в небольшие российские города — там благодарный и внимательный зритель. Сергей Новожилов, президент «Амурской осени», понял это давно. Первый же фестиваль, который он решился провести на благовещенской земле, показал, что интерес зрителей огромен.

 

— Я не припомню, чтобы нас еще где-то так встречали, как в Благовещенске! Весь город высыпал на улицу! — говорит Сергей Новожилов. — Мы провели тогда на Амуре неделю, а было это в октябре 2000 года, и, по окончании этого мини-фестиваля, который назывался тогда еще «Эхо киношока», решили проводить здесь самостоятельный кинофорум. Это сегодня о Благовещенске говорят как о городе, способном удивлять своими культурными акциями. А тогда, в 2000 году, у организаторов форума было больше идей, чем возможностей их воплотить. Сделать из небольшого города международную кинематографическую столицу — в этом было что-то фантастическое. Теперь же в город на Амуре действительно съезжаются кинематографисты со всей России и стран СНГ. Про Китай и говорить нечего — статус международного фестивалю «Амурская осень» был обеспечен сразу при рождении. Сейчас организаторы форума уже не скрывают, что именно Китай стал тогда приманкой для российских артистов, отважившихся на тяжелый многочасовой перелет. Но, к чести актеров, среди которых были Лариса Лужина, Ивар Калныньш, Ольга Будина, Наталья Аринбасарова, даже за короткий срок они успели сделать многое. Посетили совершенно заброшенное русское кладбище в Харбине, взяли погост под свою опеку, приняли участие в открытии памятника Валерию Приемыхову, который родился в Амурской области. Решили, что главный приз форума будет носить имя этого знаменитого актера, сценариста и режиссера.

Покидали артисты Благовещенск с теплыми чувствами, ведь с этим далеким краем их связывают теперь не только невидимые духовные нити, но и вполне конкретные обязанности.

Актриса Наталья Варлей, побывав на первом фестивале, по сей день считает себя его крестной матерью: — Когда весь город выходит на улицу на открытие и на закрытие — это что-то непостижимое! Мы просто купались в любви! И, конечно, я считаю себя крестной этого фестиваля. А крестная ведь отвечает за духовную жизнь своего чада. Вот и мне очень хочется, чтобы та духовность, которая была заложена в этом форуме и которая отличает его от других, никуда не исчезла. Ведь сюда летишь ради общения! И хотя лететь далеко, тот огромный позитивный заряд, который я получаю здесь, заставляет меня снова и снова собираться в дорогу. Представлять, как это будет, — точно радостно.

Неудивительно, что в 2003 году делегация миссионеров из столицы насчитывала уже 100 человек. Тогда же фестиваль обрел свое имя и определился с задачами.

— Мы не ставили задачу показывать только премьеры, — отмечает Сергей Новожилов. — Да это и невозможно, ведь есть очевидные лидеры в кинофестивальном движении — те же «Кинотавр», «Киношок», «Окно в Европу». У нас другая задача — мы работаем для зрителя, нам важно привезти сюда хорошее кино. Благовещенск приятно удивил своей богатой культурной историей, которую организаторы фестиваля открывают сейчас для всех. Здесь знающая, увлеченная и весьма искушенная аудитория.

Первые три года жюри конкурса состояло только из зрителей. И это было не просто стихийное анкетирование пришедших посмотреть фильм — членов жюри отбирали на конкурсной основе из местных знатоков кино. Сегодня жюри, конечно, уже профессиональное — статус фестиваля обязывает. Но приз зрительских симпатий остался. В прошлом году жюри конкурсной программы возглавил известный кинокритик Кирилл Разлогов. Без его участия сегодня не проходит ни один крупный смотр. Сам Кирилл Эмильевич подсчитал, что в России существует более 20 фестивалей. По сравнению с Францией, где их порядка 600, это немного. Но везде успеть невозможно, поэтому он выбирает самые интересные.

— Отличительная черта этого фестиваля — это место, где он проходит, — на границе с Китаем, в ключевом для дальнейшего развития страны регионе, — считает Кирилл Разлогов. — Здесь взаимодействие двух культур можно наблюдать воочию. Любопытно наблюдать, как российские культурные традиции продолжают тут жить и даже перекидываются на другой берег Амура.

Для этого фестиваля главной является окружающая его социальная жизнь, сюда приезжают известные актеры, узнаваемые лица, и кино не так и важно — интересней посмотреть на живых людей. Хотя и сама программа форума интересна: она сочетает в себе лучшие традиции бюро пропаганды советского кино и общекультурные мероприятия — посещение музеев, русского кладбища, конференции, мастер-классы. Здесь, конечно, бывают и премьеры. в прошлом году показали фильм «Бегущая по волнам» Валерия Пендраковского. Но интерес «Амурской осени» не в том, что он премьерный. Этот фестиваль премьерный для этого региона — ведь некоторые фильмы здесь показывают впервые и, может быть, даже единственный раз. Наш прокат построен таким образом, что до дальних уголков страны доезжают только блокбастеры, а самые знаменитые кинематографические успехи можно увидеть только на фестивалях. Организаторам удалось сделать из кинофестиваля социальной направленности не просто международный кинофорум, а Глобальный форум искусств.

Во время российской программы, а она длится восемь дней, не пустует ни одна площадка: ежедневно играются два спектакля, проходит показ двух фильмов, каждый вечер проводятся творческие встречи с любимыми актерами, открытие выставок изобразительного искусства, музыкальные гостиные, мастер-классы. И пока жители Благовещенска и других городов определяются с нелегким выбором, организаторы ломают голову, что бы еще придумать интересного? Работа ведется по всем направлениям. Особая гордость президента фестиваля — это конкурс антрепризных спектаклей, который пройдет в этом году в четвертый раз. Сергей Новожилов выбирает их лично, считая, что если уж везти, то только лучшее. В прошлом году амурчане познакомились с екатеринбургским Коляда-театром. В этом году будут и антреприза, и спектакли академического театра. Уже известно, что в конкурсе антреприз примут участие пьеса «Муж моей жены» с участием Ольги Прокофьевой, Валерия Гаркалина и Семена Строгачева, «Слухи» La-театра Вадима Дубровицкого, где играют Екатерина Стриженова и Марина Могилевская, и спектакли с Людмилой Гурченко — «Похищение Сабинянинова» и «Случайное счастье милиционера Пешкина». Жюри театрального конкурса в этом году возглавит ни много ни мало профессор — народный артист СССР и России Владимир Этуш. Кроме того, амурчан ждет встреча с замечательными артистами академического театра имени Моссовета.

Амурская осень в этом году богата и на юбилеи. В Благовещенске будут чествовать Эдиту Пьеху, Аду Роговцеву, Бориса Токарева. 30 лет отметит фильм «Женитьба». Исполнительница главной роли Светлана Крючкова в этом году входит в состав театрального жюри. А режиссер Виталий Мельников в конкурсной программе игровых фильмов представит свою новую работу с участием Виктора Сухорукова. Любимый фильм всех времен и народов «Служебный роман» Эльдара Рязанова тоже не забыт. Ему, страшно подумать, уже 30, а мы до сих пор смеемся. Кстати, и китайские зрители обожают кино, которое снимал Эльдар Александрович. С популярностью фильмов Рязанова могут сравниться разве только комедии еще одного великого амурчанина — Леонида Гайдая.

Благодаря энергии Сергея Новожилова в городе Свободном теперь есть памятник этому потрясающему кинорежиссеру, заставившему смеяться весь мир. Его картины «Кавказская пленница» и «Вий», да и сама исполнительница главных ролей Наталья Варлей, также попали в список юбиляров. Всех секретов организаторы «Амурской осени» пока не открывают. Но в том, что программа форума будет необычной, сомнений нет. Сейчас в России проходит год Китая, и где, как не на амурской земле, показать лучшие достижения кинематографистов из Поднебесной? Прошлой осенью устроители широко представляли российское кино в Китае. На этот раз весьма представительная китайская делегация приезжает к нам. Глава федерального агентства по культуре и кинематографии Михаил Швыдкой даже назвал точное число делегатов: 112 человек.

— «Амурская осень» сегодня становится одной из кинематографических столиц не только России, но и всего Азиатского континента, — отметил Михаил Ефимович. — Организаторы фестиваля — люди в высшей степени энергичные и талантливые. И хотя в Благовещенске немало исторических достопримечательностей, среди современных «Амурская осень», безусловно, самая важная. Я хотел бы поблагодарить администрацию Амурской области за постоянное внимание к этому фестивалю и, в свою очередь, заверить, что мы всячески будем поддерживать этот фестиваль. 12 апреля 2007 года Федеральное агентство подписало с Внешэкономбанком очень важное соглашение о поддержке культуры в малых городах России. И в этом смысле в Амурской области, где потребностей очень много, где есть прекрасные малые города с давней историей, с интересными культурными традициями, может быть много претендентов на получение грантов Росохранкультуры.

Когда заканчивается фильм, в титрах можно прочесть имена его создателей — людей, благодаря таланту и энергии которых получился шедевр. «Амурская осень» не стала бы многогранным и важным форумом без поддержки своих многочисленных и верных друзей.

— Кинофоруму помогают и руководители городов, и различные ведомства — Федеральное агентство по культуре и кинематографии РФ, Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, МИД России, Госфильмофонд, Гильдия актеров кино и коммерческие структуры, — перечисляет Сергей Новожилов. — В этом году генеральным спонсором форума станет ОАО «Национальная инвестиционная группа» (НИГ). Приятно, что во времена неразвитого, а если быть откровенным, дикого капитализма, находятся люди, которые вкладывают деньги в культуру, считая ее сохранение важнейшей национальной задачей.

— Только всесторонне образованные люди могут успешно влиять на подъем бизнеса и культуры, — говорит президент Национальной инвестиционной группы Михаил Новиков. — Денежные средства от бизнеса, вложенные в развитие культуры, как вода в природе, вернутся в бизнес культурой производства и приумножат материальное благосостояние людей, страны и самого бизнеса. Мы создаем не только экономический потенциал для будущих поколений, но и культурные традиции. Фестиваль «Амурская осень» — это для нас только первый шаг на этом долгом пути.

О том, какое будущее ждет «Амурскую осень» при такой поддержке и с таким мощным творческим ядром, приятно помечтать.

— Потенциал Благовещенска как культурной столицы региона довольно высок, — поделился кинокритик Кирилл Разлогов. — «Амурская осень» доказывает, что здесь есть зритель, есть театральная общественность. Пока нет своего кинопроизводства, но, я думаю, если бы в Благовещенске захотели делать совместно с Китаем фильмы, то можно было бы наладить что-то весьма и весьма оригинальное.

— У фестиваля огромные возможности, — уверена актриса Наталья Варлей. — Очень правильно, что сейчас уже есть внутри него конкурс антрепризных спектаклей. Он может стать и фестивалем нереализованных актерских идей. Возможно, это будут моноспектакли, поэтические вечера артистов. Есть актеры-художники, актеры-писатели... Хочется, чтобы фестиваль набирал силу в этом направлении и стал фестивалем художников в широком смысле этого слова.

— Я надеюсь, что, когда мы будем поздравлять участников и организаторов фестиваля с 10-м юбилеем, в Благовещенск будут слетаться посланцы всего мира, — предсказал председатель ФАКК Михаил Швыдкой. Нет сомнений, что так оно и будет!

Возрастная категория материалов: 18+