Ведь подчас только вид чужого страдания способен смягчить наше собственное злое сердце. Эту икону называют еще «Симеоново проречение». Как повествует евангелист Лука, когда родители на сороковой день после рождения Богомладенца принесли Его в Иерусалимский храм, старец Симеон взял Младенца на руки и обратился к Марии с тем самым Симеоновым проречением: «се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий. И Тебе Самой оружие пройдет душу, да откроются помышления многих сердец». Подобно тому, как Христа пронзят гвоздями и копием, так и душу Пречистой поразит некое «оружие» печали и сердечной боли, когда узрит Она страдания Сына; после же откроются скрытые доселе помышления (о Мессии) людей, которым предстоит сделать выбор: с Христом они или против Него. Такое толкование Симеонова пророчества и стало предметом нескольких «символических» икон Богородицы. Все прибегающие к ним с молитвою чувствуют, что при умягчении сердца облегчаются страдания душевные и телесные, и сознают: когда молятся пред этими образами за врагов своих, тогда смягчаются их враждебные чувства, уступая место милосердию, утихают междоусобная брань и вражда. Образ «Умягчение злых сердец» пишется с вонзенными в сердце Богородицы мечами - по три справа и слева, один снизу. Число «семь» в Священном Писании обычно означает полноту чего-либо, а в данном случае - полноту и бескрайность того горя, печали и «болезни сердечной», которые испытала Богородица во время Ее земной жизни. Иногда на коленях Пречистой Девы пишется еще и Предвечный Младенец. Очень близок к «Умягчению злых сердец» и другой чудотворный образ - икона Божией Матери «Семистрельная». Разница между ними лишь в том, что на «Семистрельной» мечи пишутся иначе - три с правой стороны Пречистой и четыре с левой. В современной богослужебной практике РПЦ принято считать их разновидностями одного иконографического типа, и празднование им совершать в один день.