Для строительства в столице БАМа гостиниц, ресторанов и бензозаправочных станций. В грандиозных проектах на эвенкийской земле разбирался наш корреспондент.

Защитники эвенков

Четыре года назад жительница Тынды Наталья Боровик, изучив публикации в газетах и пообщавшись с эвенками, поняла, что без ее помощи коренным жителям севера будет жить труднее. Тогда Наталья Протасовна решила зарегистрировать общины и начать осваивать эвенкийскую территорию. В частности, собирать дикоросы, заниматься оленеводством и рыболовством, охотиться на пушного зверя, а на вырученные деньги помогать эвенкам.

Сделать это с помощью самих жителей национальных поселков будет гораздо легче, посчитала Наталья Боровик. Женщина стала ездить в Усть-Нюкжу и Усть-Уркиму и уговаривать сельчан вступить в соседские общины «Тындэ», «Возрождение», «Сагдагул». Эвенки, в основном молодые люди, инвалиды и престарелые восьмидесятилетние бабушки, не понимая, какие документы подписывают, все же ставили свои автографы в графе «Учредители общин».  

— Ко мне пришла женщина и предложила вступить в общину, не объяснив при этом, что нужно делать, записала данные моего паспорта, и больше я ее не видел, — говорит Тимур Сологон. — Я даже не знаю названия этой общины.

Набрав необходимое число эвенков, предприимчивая дама отправилась регистрировать общины в Тынде, тогда как в северной столице Приамурья уже несколько десятилетий не занимаются оленеводством и уж тем более не охотятся. Но в 2004 году Наталья Боровик поддерживала на выборах мэра Тынды Виктора Зубоваткина, поэтому после своего избрания градоначальник пообещал ей выделить 30 гектаров земли на окраине города для сбора дикоросов и, по одной из версий, еще и для разведения оленей. За это защитница эвенков пообещала построить в городе Тынде гостиницы, ресторан, магазин и бензозаправочную станцию. Все это, по ее мнению, должно было улучшить жизнь оленеводам и охотникам. Но территории столицы БАМа показалось мало, и теперь она отправилась за землей в район.

Мифические общины

—  Эта женщина создала общины в городе, а не в местах проживания коренных малочисленных народов Севера: в селах Усть-Нюкжа, Усть-Уркима, Первомайское, — говорит Юлия Шестак, начальник отдела сельского хозяйства администрации Тындинского района. — А теперь она требует от нас закрепить за своими общинами охотничьи угодья и оленьи пастбища. Зачем это ей нужно? Видимо, Наталья Протасовна полагает, что, зафиксировав за мифической общиной земли, она сможет организовать получение финансовых средств из федерального и областного бюджетов и заняться прибыльным бизнесом. Или хотя бы заработать репутацию правозащитника коренных народов. При том, что у общин, интересы которых представляет Боровик, нет ни одного оленя, а сами эвенки в большинстве своем не занимаются охотой, так как не имеют охотничьих билетов.

—  Члены нашей общины постоянно подвергаются давлению, шантажу и угрозам со стороны администрации Тындинского района. Эвенки «Чакэгыр» всю зиму провели в тайге в драных палатках. А кто, как не глава администрации, отвечает за то, что большая часть аборигенов без работы, без средств к существованию, —  возмущается Наталья Боровик, уполномоченный представитель семейно-родовой общины КМНС «Чакэгыр». —  Конечно, администрация района, осознавая, что времена меняются, пытается «приспособиться» к новым условиям, но менять ничего не хочет.

Чиновники виноваты

За четыре года гневные письма Наталья Протасовна отправила во все инстанции, начиная от Президента России и заканчивая местной прокуратурой. Специалисты районной администрации уже устали отвечать, что все претензии необоснованны и адресованы не по адресу. Но бизнес-леди по-прежнему считает, что во всех бедах эвенков виноваты местные чиновники. Ее возмущает и тот факт, что все общины, зарегистрированные в районе, за счет местного бюджета обеспечиваются палатками, зимней одеждой, электростанциями, капканами.

—  Интерес этой женщины к земле района понятен, —  объясняет Михаил Михайлов, заместитель мэра Тындинского района по экономике. — В случае закрепления за ее общинами территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, она сможет получать деньги от лесозаготовителей, золотодобытчиков, которые будут работать здесь. Такая же ситуация у нас сегодня происходит в Усть-Уркиме, где председатель СПК «Таежник» Надежда Аксинюкова, русская по национальности, требует от старателей, которые работают возле села, перечислять на расчетный счет ее предприятия миллионы рублей якобы за порчу оленьих пастбищ. Надежда Аксинюкова, ловко прикрываясь эвенками, привозит различные делегации, приглашает корреспондентов, которым рассказывает, как важно закрепить охотничьи угодья за своими предприятиями. Сами же эвенки, живущие в Усть-Уркиме, устали от гнета бизнес-леди. Недавно они обратились с письмом в правительство области, в котором рассказали о беспределе в их селе. Наверное, все же стоит поверить самим представителям малочисленного народа, которому все так рьяно пытаются помочь. Тындинский район.

Возрастная категория материалов: 18+