— И направлен в Мелитопольскую военную авиационную школу, которая готовила штурманов воздушных судов — стрелков-бомбардиров. Когда в середине июля 1941 года возникла угроза захвата немцами Запорожья, было принято решение эвакуировать авиашколу в Новоузенск Саратовской области. Тяжелая обстановка в стране и на фронте прервала учебу. В апреле 1942-го нас, курсантов авиашколы, направили на Калининский фронт для пополнения 75-й морской стрелковой бригады. Попав из авиации в пехоту, мы, курсанты одной эскадрильи, попросили зачислить нас в роту автоматчиков. Вскоре бригада была переформирована в 27-ю гвардейскую стрелковую дивизию, которую перебросили на Сталинградский фронт.
Ранним утром 19 июля 1942 года наш эшелон прибыл на станцию Фролово Сталинградской области и тут же попал под налет вражеской авиации. Понеся первые потери, мы двинулись к линии фронта, дыхание которого почувствовали сразу же, встретив группы раненых бойцов, идущих с передовой в тыл. Только после окончания Великой Отечественной войны из исторических документов и мемуарной литературы я узнал, что 17 июля 1942 года, за два дня до моего прибытия на Сталинградский фронт, в большой излучине Дона началась великая Сталинградская битва, которая продолжалась долгих четыре месяца.
Опасный прорыв немецких танков, вышедших к северной окраине Сталинграда, бесконечные воздушные бои, пылающий август, когда сотни фашистских самолетов волнами накатывались на город, превратив его в море огня, десятки тысяч мирных жителей, погибших под руинами зданий, — чего только не вместили в себя эти месяцы обороны. 25 августа 1942 года Сталинград был объявлен на осадном положении. Мы, рядовые солдаты, информации о боевых действиях на других участках фронта не имели. Видели то, что было вокруг нас. Только после окончания войны из хроники событий Сталинградской битвы я узнал, что 3 сентября Верховный Главнокомандующий Иосиф Сталин в директиве указывал представителю Ставки Георгию Жукову: «Положение со Сталинградом ухудшилось. Противник в трех верстах от Сталинграда. Сталинград могут взять сегодня или завтра, если Северная группа войск не окажет немедленной помощи. Потребуйте от командующих войсками, стоящими к северу и северо-западу, немедленно ударить по противнику и прийти на помощь сталинградцам».
Наша дивизия входила как раз в Северо-западную группу войск и 5 сентября в составе войск Сталинградского фронта начала наступательные операции севернее города, которые продолжались до 12 сентября. Выполнить полностью поставленную задачу — уничтожить прорвавшегося к Волге врага, ликвидировать образованный им коридор между фронтами и соединиться с 62-й армией в районе Сталинграда — советским воинам не удалось. Однако они заставили немецко-фашистское командование повернуть значительную часть сил 6-й армии на север. Это ослабило ее ударную группировку и позволило задержать немцев на внутреннем оборонительном обводе города до 13 сентября — официальной даты начала уличных боев.
Немцы начали штурм Сталинграда. 29 октября 1942 года я был тяжело ранен, а 18 ноября оборонительная операция по защите Сталинграда завершилась — началось контрнаступление наших войск под Сталинградом. После многих эвакогоспиталей в конце декабря меня привезли в Казань, где я услышал о разгроме немецко-фашистской группировки под Сталинградом. От берегов Волги война повернула вспять. Началось освобождение территории России и других республик Союза. В госпитале я находился почти год, потом был направлен в школу летчиков Военно-воздушных сил Военно-морского флота. Ускоренный курс обучения, и новое назначение на Дальний Восток. В качестве летчика 48-го отдельного морского авиаполка мне довелось принять участие в войне с Японией, совершить пять боевых вылетов.
Мои боевые награды — ордена Красной Звезды, Отечественной войны I степени, медали «За оборону Сталинграда», «За победу над Германией», «За победу над Японией». Через 60 лет я побывал на той земле, где воевал и был ранен, в составе делегации Амурской области. Воспоминания тех дней навсегда останутся в моей памяти. К сожалению, на этот раз я не смог побывать в столь памятных для меня местах и принять участие в торжествах, но Сталинград навсегда останется в моем сердце...
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии