Сельхозугодья наших КФХ вдвое больше, чем в среднем по России, и у нас намного меньше брошенных домов, чем в селах других регионов Дальнего Востока. С учетом природно-климатических условий в Приамурье выделено пять зон: южная, центральная, северная, северно-таежная и горно-таежная. Во время Всероссийской сельхозпереписи были обследованы 340 сельхоз-организаций и предприятий, 1454 КФХ и индивидуальных предпринимателей, 158,4 тысячи ЛПХ и других индивидуальных хозяйств граждан, 1106 некоммерческих объединений амурчан. Выяснилось, что сельхоздеятельностью занимаются не все, а только 85,3% сельхозорганизаций и почти 40% крестьянско-фермерских хозяйств и индивидуальных предпринимателей. Много это или мало на общероссийском фоне?

Оказывается, наши сельхозпредприятия могут для кое-кого стать даже примером: в РФ этот показатель намного ниже — 68,6 %, по ДФО — только 74,9. Наибольшее число таких коллективов, которые остались верны своей изначальной цели, конечно же, находится в южной зоне (90,5 %). Это логично, их немало и в остальных зонах (86,4 %), то есть на севере и в тайге. Но непонятно, почему в центральной зоне Амурской области этот показатель верности сельскому хозяйству намного ниже — чуть более 76 %. Что касается КФХ, то здесь логический ряд выстроен жизнью по всем правилам: большее их число сосредоточено на юге (810 хозяйств) и далее к северу — по убыванию (222 хозяйства на три зоны). Сообразно природно-климатическим условиям строится их производственная деятельность: в южной зоне сельхозпроизводством занимается каждое второе КФХ, а на северах — только лишь каждое десятое. Несколько неожиданными оказались данные сельхозпереписи-2006 по личным подсобным хозяйствам Амурской области. Да, в наших селах заброшенных земельных участков и пустующих домов много — без малого пять тысяч, то есть 3,1%. Но в сравнении с данными по Российской Федерации эти проценты не такие удручающие: в целом по стране заброшено 8,5% участков, а в Дальневосточном федеральном округе — 4,2%. Причем в городских поселениях площадь заброшенных земельных участков ЛПХ равна 134 гектарам, а в сельских поселениях — в шесть раз больше. И опять-таки наибольшая площадь таких участков была в 2006 году в центральной зоне: в Серышевском районе 91 га, в Завитинском — 70. Даже в благодатной южной полосе Приамурья (Ивановский, Тамбовский и Константиновский районы) тоже хватает брошенных подворий, занимающих от 51 до 58 гектаров. Интересна и эта информация. Результаты переписи выявили, что у нас не использовались 19,2% сельхозугодий (по РФ — 26,4, в ДФО — 32,1%). Понятное дело, что в севообороте почти все земли южной зоны — 86,6%. Но в таких муниципальных образованиях, как Белогорский и Михайловский районы, доля используемых сельхозугодий намного ниже областного уровня: соответственно 41,7 и 54,2% против 80,8% по региону. В работе только треть земель Бурейского района, еще меньше этот показатель в Магдагачинском районе. Словом, есть над чем поразмышлять и областному минсельхозу, и местным аграриям. Преобладание пашни в структуре сельхозугодий в сельхозпредприятиях и КФХ, расположенных в южной и центральной зонах, свидетельствует о развитии растениеводства. В то время как доля кормовых угодий в северной, северно-таежной и горно-таежной зонах — отличный фундамент для перспективного роста животноводства в этих частях Приамурья.

Наводит на размышление и такой показатель, выявленный в ходе сельхозпереписи-2006. Средний размер площади сельскохозяйственных угодий на одно сельхозпредприятие по Российской Федерации составил 2262 гектара, по Амурской области несколько больше — 2271 га. У нас намного мощнее и КФХ: в среднем по стране на одно крестьянское (фермерское) хозяйство приходится 85 га сельхозугодий, в Приамурье — вдвое больше (195 га)!

К такой «захапистости» фермеров приучила жизнь. В зоне рискованного земледелия иначе нельзя. Если урожай на одном поле вымокнет или, напротив, его высушит непогода, то за счет других участков фермер сможет свести хотя бы к нулю свои сезонные затраты. Потому опытные главы КФХ предпочитают большие площади: сеют зерновые, сою не на сотнях, а на тысячах гектаров. В рамках Всероссийской сельхозпереписи впервые была получена информация по структуре использования земельной площади в личных подсобных хозяйствах. 41 % земельной площади занимали посевы сельскохозяйственных культур, 38,8 — сенокосы и пастбища, 2 — многолетние насаждения, а 5,7 % земельной площади не использовались. Личные подсобные хозяйства существенно различаются по размеру земельных участков. Более половины ЛПХ (55,3%) имеют участки в среднем по 9 соток, треть хозяйств — 25 соток, каждое десятое — около 50 соток, 3 % хозяйств — примерно 5 гектаров.

Приамурье было и остается житницей Дальнего Востока: наши посевные площади сельскохозяйственных культур под урожай 2006 года составили 51,5% от всей посевной площади ДФО. Наибольшая доля в южной зоне принадлежит Тамбовскому, Ивановскому и Константиновскому районам. На сельхозпроизводителей центральной зоны приходится пятая часть всех наших посевных площадей, а на остальные зоны — только 3 %. В Амурской области в производстве 80,8 % сельскохозяйственных угодий, что соответствует числу действующих организаций 85,3%. Крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели используют 81,3 % сельскохозяйственных угодий, притом что осуществляли сельскохозяйственную деятельность 39,4 % хозяйств. Разница между этими показателями свидетельствует о выживаемости более крупных, наделенных солидными земельными наделами фермеров и индивидуальных предпринимателей.

В целом по России на первом месте стоят посевы зерновых и зернобобовых культур, на втором — кормовых культур. В Дальневосточном федеральном округе и в Амурской области на первом месте — посевы технических культур, на втором — зерновых и зернобобовых. Картофель и овощебахчевые культуры в Дальневосточном федеральном округе и в Амурской области не превышали 10 % от всего посевного клина.

Редакция АП благодарит Амурстат за предоставленную эксклюзивную информацию.