Здесь 22 июня в торжественной обстановке руководители компании «Мечел» и инжиниринговой корпорации «Трансстрой», а также и. о. губернатора Амурской области Виктор Марценко, президент Якутии Вячеслав Штыров на 60-м километре уже построенной ветки Улак - Эльга открыли дорогу путеукладчику для продолжения сооружения магистрали к залежам коксующихся углей в Якутии. Корреспондент «АП» стал свидетелем этого исторического момента. Миллиардные инвестиции Праздничные мероприятия прошли на том же самом месте, где в декабре 2001 года отмечали укладку 60-го километра пути и давали напутствие строителям быстрее добраться до Эльги. Тогда буквально через несколько дней после этого события вышло постановление Министерства путей сообщения РФ о приостановке всех работ на линии и прекращении финансирования. Транспортных строителей это известие в первые дни 2002 года привело в недоразумение. Они стали писать письма, устраивать митинги, но чиновники из правительства тогда так и не услышали голоса бамовцев. - Шесть лет вечная мерзлота, по сути, погубила весь наш труд на этом объекте. Образно говоря, природа съела колоссальные деньги, которые в начале века были затрачены на строительство железной дороги. Рельсошпальная решетка просела, рельсы заржавели, подходы к мостам провалились, - рассказывает Александр Бондарь, заместитель генерального директора Якутского филиала инжиниринговой корпорации «Трансстрой». - Прежде чем привезти на место укладки «серебряного звена» путеукладчик, нам пришлось выполнить огромный объем работ по восстановлению ранее построенной железной дороги. Самыми желанными гостями на празднике были руководители крупнейшей в России угледобывающей и металлургической корпорации «Мечел». Ведь только за счет их денег, а речь идет о миллиардах долларов инвестиций, удалось через шесть лет реанимировать самый масштабный проект по добыче полезных ископаемых на Дальнем Востоке. - Нам все задают вопросы, не бросим ли мы строительство железной дороги на полпути до Эльги. Могу вас заверить, что этого не произойдет по одной простой причине: тогда были деньги государства. Сейчас это частные инвестиции, и владельцы компании заинтересованы в скорейшей отдаче, которая может быть только тогда, когда мы начнем добывать уголь на Эльгинском месторождении, - говорит Игорь Хафизов, генеральный директор УК «Мечел». - Реализация этого проекта не имеет аналогов в России: здесь будут использоваться последние достижения науки и техники. Заработная плата рабочих будет одной из самых высоких в России, она в свою очередь станет хорошим стимулом заводить семьи и рожать детей. С этим согласился и исполняющий обязанности губернатора Амурской области Виктор Марценко, отметивший, что уже сегодня главы северных районов просят задуматься о строительстве детских садов на их территории, потому что начала увеличиваться рождаемость. - Часть населения еще даже не представляет, какое значение эта стройка имеет для региона. Этот проект дает вторую жизнь северу Приамурья. Последние годы мы постоянно говорим о судьбе БАМа и поселках, расположенных вдоль магистрали. Их главные проблемы - это отсутствие рабочих мест и отток населения. Строительство железной дороги Улак - Эльга, а в дальнейшем и ее эксплуатация коренным образом изменят жизнь северян. Получит мощное развитие Байкало-Амурская магистраль, - подчеркнул Виктор Марценко. - Поэтому правительство Амурской области будет оказывать всяческое содействие строителям, понимая, насколько важен этот проект для нашей области и Дальнего Востока в целом. Это будущее наших детей. Шампанское из касок Преемственность поколений, связь ударной стройки БАМа и новой дороги до Эльги были отмечены в символической передаче эстафеты. Знаменитый бамовский бригадир Александр Бондарь и его молодой коллега - монтер пути Александр Зайцев обменялись касками с надписями станции Куанда, где произошла «золотая» стыковка Байкало-Амурской магистрали и Улака. Отсюда началось строительство самого длинного ответвления от БАМа. - Мы строили дорогу именно с такой целью, чтобы от нее в разные стороны отходили, как от дерева, ветки к месторождениям. Меня сейчас переполняют эмоции, вы не представляете, насколько я рад этому событию! - делится Герой Социалистического Труда Александр Бондарь. После ряда громких и многообещающих заявлений чиновников и бизнесменов владелец крупнейшей в России угледобывающей компании «Мечел» Игорь Зюзин и генеральный директор корпорации «Трансстрой» Иван Кузнецов открыли дорогу путеукладчику на Эльгу. Как и положено, при начале строительства железных дорог лучшие монтеры пути уложили «серебряное звено», разлили шампанское по каскам и выпили за строителей стальных магистралей. Путейцы решили на «серебряном звене» не останавливаться и сразу же одно за другим уложили два звена, тем самым дав еще одну возможность фотографам запечатлеть момент, который войдет в историю строительства железных дорог России. Несмотря на палящее солнце, рои оводов и вероятность встретить гулящего в тайге медведя, высокие гости остались довольны праздником. Особенно топ-менеджеров «Мечела» очаровали эвенкийские танцы коренных жителей этой местности. Пока VIP-гости наслаждались красотой севера Приамурья, строители обсуждали, действительно ли это последнее «серебряное звено» и не придется ли вновь открывать стройку. Впрочем, выступления чиновников на митинге практически развеяли все сомнения рабочих. - Специально для строительства дороги мы приобрели первую партию итальянских самосвалов «Astra». Их можно сравнить с немецкими «Магирусами», на которых был построен БАМ. Это высокопроходимые машины, работающие на крутых подъемах. Так мы начали готовиться к штурму Станового хребта, где нас ждет сложнейший рельеф. Обновляем бульдозеры, экскаваторы, - делится Юрий Поляков, заместитель генерального директора ОАО «БАМстроймеханизация». - У нас уже развернуты вахтовые городки, мы перебрасываем новые мехколонны на участки. Сегодня строительные работы развернулись практически на всем 320-километровом участке. Первыми идут лесорубы, потом механизаторы отсыпают автодорогу и уже затем возводят земполотно для рельсошпальной решетки. В этом году на объекте должны освоить 12 миллиардов рублей. Для сравнения: на сооружении железной дороги до Якутска такая же сумма была выделена на четыре года. - Для нас главная задача - как можно быстрее обеспечить сквозной проезд до Эльги. Даже при наличии денег есть определенные проблемы со сроками строительства искусственных сооружений, изготовления мостовых конструкций. Уже сейчас нужно начинать сооружение крупных мостов на всей трассе, чтобы сдать их в эксплуатацию в срок для прохода путеукладчика, - объясняет Александр Дудников, генеральный директор Якутского филиала инжиниринговой корпорации «Трансстрой». - Считаю, что ничего невозможного нет. При стабильном финансировании, которое обещает компания «Мечел», я уверен: мы откроем дорогу через два года. На этот раз оперативный штаб по строительству дороги будет находиться в поселке Горный Зейского района. Здесь уже зарегистрировано обособленное подразделение инжиниринговой корпорации «Трансстрой». Спрос есть В очередь за эльгинским коксующимся углем уже сегодня становятся десятки потребителей из стран Азиатско-Тихо-океанского региона, Украины. Но, по словам менеджеров «Мечела», в первую очередь нужно удовлетворить потребности российского рынка. Металлургические комбинаты России готовы покупать весь объем высококачественного угля Эльги. Присматриваются к нему и компании, планирующие добычу железной руды на территории Амурской и Еврейской автономной областей. - Действительно, в планах у нашей компании есть строительство металлургического комбината. Сейчас мы определяемся с регионом, где он будет возведен. Железная руда с Куранахского, Гаринского месторождений, безусловно, должна перерабатываться на Дальнем Востоке. Поэтому коксующийся уголь будет необходим нам для работы комбината, - рассказал «АП» Валерий Алексеев, главный инженер УК «Peter Hambro Maining». Сейчас рассматривается проект добычи угля уже в следующем году. Планируется, что на первом этапе его будут транспортировать до 150-го километра в самосвалах, а оттуда по построенной железной дороге - с выходом на БАМ. Если «Мечел» выполнит свои обязательства по финансированию, а транспортные строители справятся с рельефом Станового хребта и десятками своенравных горных рек, то в октябре 2010 года будет уложено уже «золотое звено» на самом Эльгинском месторождении угля. Зейский район.

Возрастная категория материалов: 18+