Такую информацию получил корреспондент «Амурки» за четверть часа до премьеры спектакля по пьесе Леонида Филатова «Про Федота-стрельца удалого молодца» в исполнении коллектива Завитинского народного театра. Под звуки гитары Зрители шли в «Мир» как на праздник. Сияли не только их лица, свечение шло и от костюмов поклонников местных лицедеев. В одеяниях превалировал белый цвет. Мужчины тщательно побрились и наодеколонились, женщины поражали элегантностью и красотой. У многих в руках пестрели букеты цветов. Стайка молодежи тоже отличалась от привычного вида: громко не разговаривали с целью вызвать к себе внимание и, что вообще невероятно, не пили пиво. «Сюда приходят особенные люди, - сообщила моя соседка по ряду Елена, студентка Биробиджанской государственной социально-гуманитарной академии. (На контролера журналистское удостоверение произвело впечатление, и представитель прессы оказался в зале). - А тот, кто случайно пришел на спектакль, как правило, приходит еще». Ровно в шесть часов в зале стало стремительно темнеть. Опытная публика принялась громко аплодировать, правильно понимая, что это начало действия и то, что актеры во время премьеры обязательно волнуются. А значит, их надо поддержать... В динамиках зазвенела гитара, и благовещенский бард Александр Бобошко исполнил свою балладу о царском юбилее в древней Руси: Гуляй, народ, пляши, народ! Тебе сегодня смотрят в рот. Гуляй, народ! Хоть раз в году Ты позабудешь про нужду. Зал слушал песню не шелохнувшись. А потом - вновь аплодисменты! На секунду показалось, что вокруг ирреальный мир - все происходит не в глубинке России и не в 2008 году, а в Москве тридцать лет назад, в столичном театре драмы и комедии на Таганке. Кто есть кто Когда на сцене показался царь в исполнении Виктора Григурко, зал немедленно сдвинул ладони. В Завитинске его хорошо знают и любят. Он пришел в театр в 1972 году, играет до сих пор. Глава государства уселся на трон и вызвал помощника генерала, которого играет Евгений Пацкий. Явился красавец - огромного роста, косая сажень в плечах. Великолепно сшитый генеральский костюм со сверкающими эполетами сидел на нем как влитой. Оказывается, актер принимал личное участие в создание своего мундира. Активно помогал художникам по костюмам Олесе Татаренко и Вере Прусс. Евгений пребывает на сцене народного театра с начала 90-х годов. Когда Маловичко уезжает в многочисленные командировки, Евгений берется режиссировать, и, по ее мнению, у него это неплохо получается... Вытянулся перед хиленьким царем здоровяк-генерал, ждет решения своей судьбы. (Интересный момент: в реальной действительности все наоборот: по статусу Пацкий выше, чем Григурко. Евгений - председатель городского Совета народных депутатов, а Виктор - заместитель председателя районного Совета нардепов). Дряхлый царь, узнав, что его верный слуга Федот женился на красавице, мгновенно позабыл о его заслугах и решил силком заполучить Марусю: «Ну-ко мигом энту кралю мне доставить во дворец. А коварного стрельца сей же час стереть с лица!» Генерал покорно берет под козырек, но предлагает создать видимость демократического решения проблемы. Мол, нынешний народ больно крут. Не простит кражи Маруси и убийства Федота. Царь кивает: «Действуй строго по закону, то бишь действуй втихаря». Удивительное дело, - перед премьерой у части зрителей было опасение, что пьеса, написанная Леонидом Филатовым в середине 60-х годов прошлого века, наверняка потеряла актуальность. И что нынешнему режиссеру Завитинского народного театра следовало поискать суперсовременную пьесу, которая только и может отобразить наши непростые сегодняшние дни. Оказалось, что талант рано ушедшего из жизни актера и поэта отнюдь не поблек, а, наоборот, засверкал новыми яркими красками. «Пьеса, к сожалению, злободневна. Даже слишком, - сетовала после спектакля начальник орготдела Завитинского районного Совета народных депутатов Татьяна Макарова. - Впервые я познакомилась с ней в 1988 году. Тогда началась перестройка, хлынуло опьяняющее чувство свободы. Помню, было радостное ощущение, что негативные явления из нашей жизни исчезнут навсегда. Увы, не получилось»... Зал затих, когда на сцене появился главный персонаж пьесы - Федот-стрелец. В красиво оформленной программке зрители встретили новую фамилию - Сергей Коробов. Кто он такой, как себя покажет? - зрители в известной степени переживали за дебютанта. Он и сам поначалу оробел, увидев полный зал народа, был скован и нерешителен. Однако по ходу игры набирал все большую силу и уверенность, так что ближе к финалу стал смотреться очень даже неплохо. Режиссер народного театра Лилия Маловичко считает, что коллективу очень повезло с приходом такого человека, как Коробов. Фанат театра, на все руки мастер. Работает инженером на железной дороге, забот - по горло, но не было случая, чтобы он пропустил репетицию. Ему под стать дрожали от волнения две дебютантки: Оксана Черемисинова и Наталья Хайрулина. Первая играла Марусю -супругу Федота, вторая - царевну. Пожалуй, Оксана держалась поуверенней - все-таки директор школы искусств, хореограф. Привлекала публику хорошо поставленной дикцией, чего хватало далеко не всем актерам. Казалось бы, у Наташи тоже есть опыт держаться на публике - она продавец магазина «Формоза», но сцена и быт - разные вещи. Впервые участвовали и волшебные помощники Федота - Тит Кузьмич (Юра Марушенко) и Фрол Фомич (Ваня Попов). В эпизодах с ними явно чувствовалась режиссерская недоработка: слуги удалого молодца бравировали развязной походкой. Произносили речи вразнобой, а должны бы в унисон. В беседе с корреспондентом Лилия Маловичко призналась: «Именно так хотела и я. Но актеры со стажем предложили свою версию поведения Тита и Фрола, и я не смогла их переубедить». Жаль. Лилия Леонидовна, по всему видно, очень толковый специалист и завзятый театрал. Хочется посоветовать ей и другим режиссерам народных театров, а их в Амурской области двенадцать: «Умейте отстаивать свою позицию, несмотря ни на какие авторитеты!»... Точно по сценарию исполнила роль няньки Вера Курбыко. Она по профессии художник-оформитель. Однако полотна и красок ей было мало. Дебютировала в театре в начале 70-х годов весьма успешно, но, выйдя замуж и воспитывая детей, надолго отошла от рампы и кулис. Когда потомство подросло, Вера вернулась на гостеприимные театральные подмостки. Ольга Ермак, яркая актриса, с вдохновением сыграла Бабу-ягу, но чрезмерно увлекалась импровизацией, отчего мизансцены не всегда были логичны. Дело в том, что хорошие импровизации - это четко продуманные домашние заготовки. Оля красивая, милая девушка - спору нет, но исполнителю роли ведьмы не хватало язвительной злобы, уродливого горба на спине и носа крючком. Вот кто потешил публику, так это Сергей Горохов. Он замечательно сыграл две роли - английского посла и африканского. Во втором эпизоде вышел с кольцом, продетым в носу. Зал от смеха чуть не порвал животы. Сергей, не обращая внимания на публику, вел себя очень естественно. Так, будто с окольцованным носом он живет всю свою сознательную жизнь. Горохов, по свидетельству режиссера, из тех ветеранов, что принимали участие в зональном смотре-конкурсе во Владивостоке в 1976 году. Тогда собрали вместе лучшие народные театры Дальнего Востока. Власти оплачивали проезд и проживание до 30 человек в коллективе. Смотрели работы друг друга, анализировали, учились, встречались, переписывались. А сейчас: Маловичко уже 15 лет на режиссерском поприще, но не помнит, чтобы хоть раз воедино собрались коллективы даже в Амурской области. Иногда Лилия выезжает куда-нибудь поблизости посмотреть на другие народные театры. У нее есть возможность приобрести видеозапись спектаклей, что поставили ее коллеги. Но живое общение видеозапись, конечно, не заменит. Два юбилея одновременно - Сегодняшняя премьера - это своего рода эксперимент, -рассказывает Маловичко. - Мы впервые подключили к нашему театру танцевальную группу народного ансамбля «Калейдоскоп» под руководством балетмейстера Галины Линевич. Она сделала пять выходов на сцену, имела собственный жанровый рисунок. Думаю, что это внесло разнообразие в спектакль. Второе - мы решили значительно обновить коллектив, дать передохнуть нашим постоянно действующим актерам. В «Федоте-стрельце» не участвует наша легендарная Лидия Дмитриевна Гулина, которой 18 октября в этом году исполнится 90 лет. Впервые она вышла на сцену в 1934 году. Среди зрителей сейчас Диана Поликарповна Галкина и Аза Ивановна Григурко. Они играют в Завитинском театре с самого основания, с 1963 года. В этом году, вместе с юбилеем Гулиной, мы хотим отметить 45-летие нашего народного театра. Думается, что концертный зал опять будет переполнен. И цветов, как сегодня, тоже будет уйма. Понимаете, в Завитинске страстно любят театр. Сами актеры, а в коллективе их не менее 15, постоянно тормошат меня, как режиссера, звонят, интересуются: «Когда будет репетиция?» Дело в том, что я уже несколько лет разрываюсь между районным управлением культуры, где работаю специалистом, и театром. У нас острая проблема с профессионалами... Бросить театр я тоже не могу, прикипела к нему всей душой. Маловичко показывает книгу громадных размеров и внушительной толщины. Ее завел Петр Савельевич Коваленко, создавший в Завитинске в 1954 году театральный кружок. Казалось бы, профессия не творческая - счетный работник, директор банка, - тем ни менее сумел из крохотной когорты единомышленников создать мощный коллектив, который в 1963 году получил звание народного. В этом фолианте драгоценные сведения о постановках, актерах, судьбах людских: «Мы часто вспоминаем Петра Савельевича, - говорит Лилия, - вот год, как его уже нет с нами. Особенно запомнились его слова: «Репетиция - почти премьера». Стараемся не подводить своего учителя. С репертуаром, конечно, сложно, но считаю, пьесу Леонида Филатова мы взяли правильно. Там великолепный литературный текст, чего не хватает в современных пьесах. А наш, завитинский зритель, воспитан на хорошем драматургическом материале. Перед этим мы ставили Александра Островского «Свои люди - сочтемся», и, поверьте, зал тоже был переполнен».

Возрастная категория материалов: 18+