Долгоиграющий проект Межправительственное соглашение о строительстве моста через Амур в районе российского Благовещенска и китайского Хэйхэ было подписано еще в 1995 году. По словам сенатора от Амурской области, бывшего посла России в КНР Игоря Рогачева, он сам участвовал в подготовке этого соглашения. Тогда оба государства заявили о намерениях безотлагательно начать строительство. Далее следовали подготовка технико-экономического обоснования, его доработка, многочисленные переговоры, подписание протоколов и непрекращающиеся споры об источниках финансирования. - С соседней стороны, как мне говорят китайские коллеги, все готово: они могут приступить к строительству хоть завтра! - рассказал в интервью «АП» Игорь Рогачев. Последний раз о необходимости строительства перехода речь шла на российско-китайских переговорах в правительстве Амурской области в апреле этого года. Председатель Народного Правительства Хэйхэ Чжан Сяньцзюнь предложил руководству Приамурья ускорить процесс согласования проекта строительства мостового перехода и заявил, что китайская сторона к реализации проекта полностью готова. «Мы хотим, чтобы мост появился именно в Амурской области, это укрепит наши экономические связи и даст дополнительный источник дохода в бюджеты»,— заявил господин Сяньцзюнь. В решении вопроса региональные власти привлекли северных соседей - Республику Саха (Якутия). И власти, и крупные предприятия республики выразили заинтересованность в строительстве перехода на территории Приамурья, так как он позволит наладить транспортный коридор из КНР в Якутию. Однако в итоге всех переговоров дело так и не сдвинулось с мертвой точки. Главной причиной такой ситуации чиновники называют отсутствие крупных инвесторов, которые были бы заинтересованы в строительстве моста. - Изначально нужно определиться с потребителями и узнать: кому нужен мост? - считает заместитель министра экономического развития Амурской области Андрей Конюшок. - Ведь сегодня если и появляются новые предприятия, то они используют уже существующие транспортные артерии с Китаем. Поэтому вопрос строительства перехода в Амурской области остается открытым. Кто первый В Еврейской автономной области есть главное, что не хватило Приамурью, - инвестор, которому нужен мост. Таким инвестором выступила группа компаний «Петропавловск», владеющая лицензиями на разработку пяти крупнейших железорудных месторождений в Амурской области и ЕАО. На их базе уже сегодня поэтапно создаются металлургические предприятия: Олекминский рудник, Кимкано-Сутарский горно-обогатительный комбинат и Гаринский горно-металлургический комбинат. Все они войдут в единый металлургический комплекс, который будет включать в себя весь производственный цикл - от добычи руды до выпуска стали и проката. В качестве рынков сбыта концентрата «Петропавловск» рассматривает страны АТР, в том числе Китай. Однако существующие транспортные схемы, в том числе переход в Гродеково Приморского края, для компании невыгодны. Гораздо быстрее и дешевле поставлять продукцию с ГОКов в КНР не через Гродеково, а по железнодорожной ветке Биробиджанской дистанции пути. В итоге экономические цели «Петропавловска» и миллиардные налоговые перспективы Еврейской автономии, объединившись, дали ожидаемый результат - в конце октября в Москве было подписано соглашение о строительстве железнодорожного моста через Амур в районе порта Нижнеленинск (ЕАО) и города Тунцзян (КНР). Согласно документу Россия и Китай будут вести совместное строительство, каждая сторона будет строить мост по единому проекту. По последним данным, каждой стороне это обойдется в 220 миллионов долларов. В конце ноября состоится официальный визит делегации ЕАО в Харбин, где пройдут переговоры по поводу начала строительства перехода. На сегодняшний день проведены все предпроектные работы, готово технико-экономическое обоснование объекта. - Государство не будет проводить тендер на строительство моста, так как объект не предусматривает бюджетного финансирования. Он будет построен на частные деньги, а затем передан в собственность государства, - подчеркнул в интервью «АП» генеральный директор ООО «Рубикон», реализующего проекты развития транспортной инфраструктуры предприятий металлургического кластера ГК «Петропавловск», Сергей Лавриков. - Согласно нашим планам, мост должен быть введен в эксплуатацию в 2010 - 2011 годах - вместе с Кимкано-Сутарским горно-обогатительным комбинатом. По словам Сергея Лаврикова, строить мост в районе Нижнеленинска выгодно сразу по нескольким причинам: с обеих сторон Амура есть действующая железная дорога, крупные населенные пункты. После мирового финансового кризиса цена на металлургическую продукцию упала, поэтому для компании очень важна транспортная составляющая. По подсчетам экспертов, строительство моста позволит сократить маршрут транспортировки продукции с металлургического комбината в Китай и Юго-Восточную Азию на 1763 километра. Экономия составит 4 доллара на тонну, что значительно увеличит конкурентоспособность продукции. Кроме того, в провинции Хэйлунцзян, примерно в 170 километрах от будущего моста, находится два крупных металлургических комбината, которые уже заявили о готовности покупать амурскую продукцию. Мост будет, и не один Международный мост через Амур в Еврейской автономии первый в России, но не последний, уверены представители правительства Амурской области. - Конечно, конкуренция в вопросе строительства перехода существовала всегда, - говорит заместитель министра экономического развития области Андрей Конюшок. - Но экономические интересы у нас общие, поэтому мост даст толчок и развитию нашего региона. К тому же с учетом поставленных Правительством России задач по расширению сотрудничества между Россией и КНР, я считаю, что это не последняя транспортная артерия. Не стоит забывать, что мост через Амур в районе Благовещенска - Хэйхэ - долгосрочный проект, а ситуация в экономике меняется очень быстро. - Мостам через Амур быть, и они будут строиться, - уверен Сергей Лавриков. - Я сам, восемь лет возглавляя представительство администрации Амурской области в Москве, плотно занимался вопросом будущего моста. И в том, что его до сих пор нет, есть много причин: и отсутствие инвестора с российской стороны, и не совсем удачный проект - он только автомобильный, поэтому пропускная способность моста невысока. На мой взгляд, выбран не совсем удобный створ: если он будет построен в районе Каникургана, то весь пассажирский и грузовой поток оттуда пойдет через Зейский мост. Он, как мы знаем, работает с большими проблемами и требует капремонта. То есть если строить мост через Амур, то сразу же и через Зею. Кроме того, много вопросов возникнет по земле, которая сейчас принадлежит различным КФХ и фермерам. Как отметил генеральный директор «Рубикона», не готов к строительству и сам Китай - уверенность в необходимости и целесообразности моста выражает лишь Народное правительство Хэйхэ. Однако от города тянется лишь однопутка, которая работает с большими перегрузками, а из-за частых оползней и вовсе не функционирует. Поэтому на сегодняшний день руководство провинции Хэйлунцзян и Министерство железных дорог КНР этот проект даже не рассматривают. - Я не сомневаюсь, что в недалеком будущем мост в Амурской области будет, - уверен Сергей Лавриков. - Но, на мой взгляд, наиболее перспективным является джалиндинское направление. Там не такой широкий створ Амура, к тому же есть железная дорога от Сковородина. Именно там строить мост целесообразнее. Мнение Игорь Рогачев «Мост нужен и в ЕАО, и в Приамурье» - Если мы думаем о перспективах форсированного развития приграничных регионов, то мост нужно строить. В прошлом году у нас был установлен рекорд в объеме торгово-экономического сотрудничества с КНР: свыше 48 миллиардов долларов за год! В этом году будет еще больше. Задача, которую поставили наши высшие руководители - и в Пекине с этим абсолютно согласны, - довести товарооборот к 2010 году до 60 - 80 миллиардов долларов. Однако что мы имеем в настоящее время? Несколько пограничных переходов, которые не справляются даже с существующим объемом грузоперевозок. Поэтому чем больше будет у нас переходов, тем легче будет осуществляться сотрудничество. Я думаю, что сейчас, когда наша экономика находится на подъеме, нельзя сомневаться, что без моста через Амур нам будет очень трудно обходиться. Или мы будем довольствоваться тем, что нам некуда торопиться, возить нечего, и смиримся с нынешним уровнем внешнеэкономических связей. Что касается строительства мостового перехода в Еврейской автономной области, то считаю, что мост нужен и там, и в Приамурье.