Глядишь, и стройные ряды финансовых знатоков повсеместно пополнялись бы молодыми талантами. Но пока финансовые термины вызывают у большинства амурчан непонимание в глазах, а от необходимости заполнить налоговую декларацию многих и вовсе бросает в дрожь. Неудивительно, что власти продекларировали борьбу с такой безграмотностью населения еще два года назад. Тогда было объявлено о всеобщей мобилизации: разработаны образовательные государственные программы и интернет-порталы. Например, появился сайт «Азбука финансов», начал работу «Национальный фонд содействия финансовой грамотности». Очевидно, что с наступлением тяжелых времен для экономики тема повышения грамотности населения вновь всплыла на поверхность. В последних номерах нескольких центральных журналов стали появляться рекламные страницы с агитацией искоренения финансовой невежественности. Наверное, чиновники решили быть ближе к народу, чтобы секвестирование расходов и девальвация рубля вызывали не удивление, а в лучшем случае понимание или конструктивную критику. Не каждой идее в России суждено оперативно и эффективно претвориться в жизнь. Для начала «разъяснять» экономические понятия стали именно в глянцевых журналах, повествующих о политической и экономической жизни страны. Сложно представить, что та часть населения, которая не разбирается в тонкостях финансовых терминов, является постоянной аудиторией именно этих СМИ. Познакомиться с образовательными интернет-порталами опять же сможет далеко не каждый нуждающийся в финансовой консультации. Другая особенность заключается в том, что эта забота о грамотности населения чаще всего носит рекламный характер. Конечно, в таком маркетинговом ходе ничего плохого нет, но учение обретает односторонний характер. Многие банки расскажут правила инвестирования и проиллюстрируют разницу между начислением сложных и простых процентов, но не раскроют преимущества других финансовых инструментов — конкурентов банковских продуктов. Например, паевые инвестиционные фонды (ПИФы) так и не получили широкого развития в Приамурье во многом «благодаря» тому, что этот продукт управляющих компаний (УК) продается у нас в регионе через банковские офисы продаж. Ведь банкам куда выгоднее предложить амурчанам свой вклад, нежели за процент от продаж уводить деньги клиента в УК. Разве что помянутый выше герой «Муницыпа», кстати творение Новосибирского муниципального банка, поступает не по-детски ответственно. «Только не думай, что банки легко раздают деньги направо и налево, — рассказывает герой «Муницыпленка». — Если ты вдруг поссоришься с родителями из-за какой-нибудь ерунды, решишь уйти от них, купив квартиру на ипотечный кредит, то вряд ли это получится. Речь идет об очень больших суммах, и каждый банк хочет быть уверен, что он не потеряет выданные деньги. Поэтому, прежде чем дать ипотечный кредит какому-нибудь человеку, банк очень внимательно его «изучит». Чтобы убедиться: это — надежный заемщик...» Не будем забывать, что в сказке ложь, пусть и с намеком на урок. На рассказах финансовых сказок безграмотным россиянам обогащаются многие: от устроителей финансовых пирамид до некоторых безответственных банкиров. Вспомним хотя бы о реальной процентной ставке по кредитам, которая долгое время оставалась тайной, покрытой мраком. В мае прошлого года Олег Вьюгин, председатель совета директоров ОАО «МДМ-Банк», выступая на XVII Международном банковском конгрессе, откровенно заметил, что наши банки зарабатывают на отсутствии финансовой грамотности населения. Поэтому в интересах каждого приступить осваивать финансовую науку, чтобы бизнес-сообщество и государство переходили на более серьезное повествование о финансах. Оставим сказки о финансах для детей.

Возрастная категория материалов: 18+