Инновационный подход в образовании, с одной стороны, удивил гостей, а с другой — заставил задуматься о перспективах уникального учебного заведения.
Грант из Сингапура
Кочевая школа в Тындинском районе появилась в 2006 году, ее основателем стала француженка Александра Лаврилье. Будучи доктором этнологии и антропологии Парижского университета, она стала изучать быт, культуру, традиции коренных народов севера и обратила внимание на то, что дети эвенков, учась в школе, живут в интернате, надолго отрываясь от семьи. Результат такого подхода: они получают образование, но заниматься традиционным для своего народа ремеслом — охотой и оленеводством — не хотят. Так эвенки теряют свои корни, рвется связь поколений. Проблема и в том, что влиться в другую жизнь — городскую — они не могут. Здесь другие требования, другие представления о жизни, не те, что закладывались в раннем детстве. Значит, нужно продлить пребывание детей в семье. Как это сделать?
— Проект французско-эвенкийской кочевой школы сформировался в тайге после совета с семьями эвенков-таежников якутского села Иенгра и амурского — Усть-Нюкжа, — объяснила создание школы Александра Лаврилье. — Цель этой школы — дать возможность эвенкийским детям получить начальное образование, живя в семейном кругу и ведя традиционный образ жизни. В этом случае ребята не будут страдать от разрыва с родителями и природой в этот важный период психологического формирования. Одной из главных задач, на мой взгляд, является развитие способности ребенка самореализоваться как в условиях кочевой школы, так и во внешнем социальном мире.
Александра Лаврилье активно занималась развитием кочевой школы на первом этапе. В 2006 году, зная неподдельный интерес к коренным народам Севера за границей, она обратилась за помощью в реализации своего проекта обучения юных эвенков в тайге к европейским странам. И Александра нашла поддержку у знаменитой швейцарской фирмы по производству часов «Ролекс». Бизнесмены в Женеве настолько вдохновились представленным видеоматериалом о жизни малых народностей, что безоговорочно решили выделить спонсорскую помощь амурским эвенкам. Проект национальной кочевой школы в числе пяти победителей был выбран из двух тысяч различных программ со всего мира. В том же году Александре Лаврилье как автору проекта создания кочевой школы вручили в Сингапуре грант для совершенства работы учебного заведения.
На полученные деньги Александра закупила ноутбуки, мебель, учебники для юных эвенков. Существенную поддержку кочевой школе оказывают и районные власти.
— За счет воспитания ребенка в семье мы сохраняем традиции, культуру, и самое главное — эвенкийский язык. Поэтому кочевая школа — это прекрасная возможность на начальном этапе оставить ребенка в традиционных условиях пребывания — в тайге вместе с родителями, обучить его навыкам охоты и оленеводства и при этом дать образование, — говорит Галина Климович, начальник управления образования администрации Тындинского района.
Школа в палатке
Сегодня в кочевой школе обучается 9 юных эвенков: 4 дошкольного возраста и 5 учащихся начального звена. Педагоги кочуют по пастбищам, где живут оленеводы, в течение всего учебного года: месяц в одном месте, месяц в другом. Преодолевая многокилометровые расстояния на оленьих упряжках, преподаватели берут с собой палатку, электрогенератор, спальные мешки, учебники, ноутбуки. Учителя преподают, оставляют задания, приезжают и проверяют их. Сейчас с детьми занимается Александр Габышев. Он сменил Александру Лаврилье, которая два года была преподавателем Усть-Нюкжинской школы, а сейчас занимается научной работой во Франции. Обучение идет по общеобразовательной программе, которая включает в себя изучение эвенкийского и иностранного языков с первого класса. Во время остановки на пастбище задача учителя — рассказать детям тему, дать задание ребенку и советы родителям, каким навыкам нужно обучить сына или дочь до следующего приезда кочевого педагога.
На областном семинаре–совещании были подняты наиболее острые проблемы, с которыми сталкиваются учителя школ в национальных селах. Так, по мнению, представителей учебных заведений из Бомнака Зейского района и Ивановского Селемджинского района продолжать опыт тындинцев здесь уже поздно. Как говорят педагоги эвенкийских школ из этих районов, большинство коренных жителей Бомнака и Ивановского разговаривают на русском языке и многие традиции уже утеряны, а обучать детей национальным ремеслам, языку без влияния родителей довольно проблематично.
— Справедливо был задан вопрос, нужно ли сдавать единый государственный экзамен эвенкам, если они живут в гармонии с природой и главное для них — охота, оленеводство. Сейчас в министерстве образования рассматривают вопрос особых условий аттестации для выпускников национальных школ, — рассказывает Наталья Поваляева, заместитель начальника управления образования администрации Тындинского района. — Обсуждаются вопросы и дистанционного обучения эвенков в условиях кочевой школы. Ведь сегодня в тайге есть спутниковая связь и выход в Интернет, поэтому можно проходить программу средней школы без отрыва от семьи, тем самым совмещая получение образования с охотой и оленеводством. Не исключено, что в ближайшее время кочевая школа расширит свои рамки до 9-го класса.
Диалоги о кадрах
Однако у современной кочевой школы есть и свои противники. Владимир Иванищенко, 40 лет преподававший в Усть-Нюкжинской школе, считает, что это способ привлечь внимание, а о качестве образования здесь никто не думает.
— Когда дети из тайги приезжают в основную школу и проходят тестирование, то они показывают плохие результаты, но, чтобы не портить показатели, учителя проставляют им хорошие оценки, — возмущается Владимир Иванищенко. — О каком образовании можно говорить, если дети сами учат француженку русскому языку?! Сначала нужно набрать педагогов для кочевой школы, а уже потом заявлять об успешности проекта.
О кадровой проблеме говорит и сама Александра Лаврилье. Француженка неоднократно упоминала, что нужно выбирать будущих педагогов среди молодежи, живущей в кочевых условиях. Среди них многие хорошо окончили школу, имеют художественные способности, учились в высших и средних учебных заведениях, но по различным причинам прекратили учебу и вернулись в родную стихию — тайгу. Они могли бы заочно получить педагогическое образование, при этом работать воспитателем или помощником преподавателя. Так, по мнению доктора Парижского университета Сорбонны Александры Лаврилье, можно получить национальные кадры, адаптированные к кочевой жизни. Уже сейчас родителям, живущим в тайге, предлагают стать воспитателями своих детей и получать за это деньги.
— Если б не школа, вряд ли бы сохранились эвенкийские традиции на севере области. Дети из Усть-Нюкжи лучше, чем в других национальных селах Приамурья, знают эвенкийский язык. Наши ребята не только говорят по-эвенкийски, но и думают — это самое главное, — подчеркивает Алексей Мельников, директор Усть-Нюкжинской школы.
На севере Амурской области, помимо Усть-Нюкжинской, есть еще одно национальное учебное заведение — в селе Первомайском Тындинского района, где также активно занимаются обучением детей традиционным ремеслам, эвенкийскому языку.
Семинары по обмену опытом учителей национальных школ уже стали ежегодными, более того, их уровень с каждым годом растет. В этом году он планировался межрегиональным, в Усть-Нюкжу собирались приехать представители из села Тополиного Томпонского района республики Саха (Якутия). Там также работает кочевая школа, но транспортные проблемы не дали якутским учителям познакомиться с опытом амурских педагогов. В следующем году преподаватели национальных школ планируют вновь собраться в одном из эвенкийских сел и снова поднять наболевшие вопросы обучения юных представителей коренных народов Севера.
Тындинский район.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии