Мацуока надеялся на союз с гитлеровцами.Мацуока надеялся на союз с гитлеровцами.

Однако министр иностранных дел Мацуока и военный министр Тодзио открыто выступали за немедленное нападение на Советский Союз.

Нападение отложить

Квантунская армия и местные формирования пополнялись личным составом и боевой техникой. Их численность к августу 1941 года составила 881 тыс. человек. Основные силы армии выдвигались к советской границе. Согласно стратегическому замыслу, предполагалось рядом последовательных ударов на избранных направлениях разгромить соединения РККА в Приморье, Приамурье и Забайкалье, захватить основные коммуникации, военно-промышленные и продовольственные базы и, сломив сопротивление советских войск, заставить их капитулировать.

Особое внимание в плане уделялось военно-воздушным силам, которые должны были «уничтожить авиацию противника до начала операции». Ставилась задача за шесть месяцев выйти к Байкалу и завершить войну. Однако события на советско-германском фронте развивались не так, как хотелось бы Японии. Поэтому она решила временно воздержаться от нападения на СССР и перенести его на лето 1942 г. Особое внимание в ходе подготовки к войне уделялось разведке.

Основным органом разведки, проводившим подрывную работу против СССР, являлся 5-й (русский) отдел 2-го (разведывательного) управления Генерального штаба японской армии. В его подчинении была целая сеть японских военных миссий (ЯВМ), дислоцированных в Маньчжурии и Китае. К началу 1941 года на территории Маньчжурии японских миссий с их отделениями на местах насчитывалось около тридцати. Руководящим органом для всех военных миссий была ЯВМ в Харбине.

В непосредственном подчинении руководителя Главной харбинской военной миссии находились разведывательно-диверсионный особый отряд № 377, который имел условное наименование «Облоко-900», лагеря перебежчиков из СССР — так называемые приюты, служившие японцам базой по подбору агентуры для переброски в СССР, и русско-японский отряд «Асано» (по-японски Асано-Бутай).

Подготовка диверсантов

Особый отряд «Облоко-900» был создан в 1944 году на базе учебных подразделений харбинской ЯВМ и должен был вести активные диверсионные операции в тылу Красной армии. В довоенный период отряд занимался подготовкой вспомогательной разведывательно-диверсионной агентуры из местного населения на территории Маньчжурии. Сам отряд состоял из трех рот и семи боевых групп. Две роты составляли японцы-смертники, обученные парашютно-десантному делу; их готовили для проведения диверсий на территории России. Боевые группы были смешанного состава: японско-русские и японско-китайские. Каждая такая группа насчитывала от 12 до 20 человек, среди них обязательно находились радист, переводчик и медик.

Для подбора агентуры на территории Маньчжурии японцами было создано три лагеря. В лагере «Хоанкиоку» находились перебежчики с техническим образованием.

Там часто содержались летчики и женщины, подозреваемые в принадлежности к советской разведке. Второй лагерь — «Когаин» готовил кадры для проведения разведывательно-диверсионной работы в глубоком тылу СССР. Поэтому он был недоступен даже для сотрудников харбинской ЯВМ, если они не работали на его территории. Эта база подчинялась непосредственно генштабу Квантунской армии, и без

специального разрешения посещение территории было запрещено. Третий лагерь — «Кооанский» был рассчитан на перебежчиков-военнослужащих из числа бурят и монголов. В специфической обстановке их подготавливали к диверсионной деятельности и «перевоспитывали».

Шантажом и пытками

Допрос перебежчиков происходил в отделениях ЯВМ или на конспиративных квартирах. После получения разведывательной и контрразведывательной информации японцы переходили к выяснению причин перехода границы. При допросах японцы настойчиво добивались от перебежчиков признания в принадлежности к советской разведке, применяя при этом пытки, шантаж и провокации.

Отряд «Асано» организовал полковник японской армии Макато Асано в 1938 году. Это делалось для подготовки диверсантов из числа русской эмигрантской молодежи, преимущественно из участников различных антисоветских формирований. Первоначально отряд формировался за счет добровольцев, но после введения всеобщей воинской повинности для мужчин от 18 до 36 лет русских эмигрантов туда стали забирать и в принудительном порядке.

Все завербованные принимали присягу, текст которой гласил: «Клянусь перед священным отрядным знаменем отдать все свои силы на борьбу с Коминтерном за возрождение своей Родины». До 1944 года срок обучения курсантов составлял 2 года, а с 1944 года — 1 год. Отряд, помимо военной подготовки, изучал диверсионное дело, способы перехода границы и сбора разведывательных данных на территории СССР. Первоначально курсанты «Асано» были одеты в японскую форму, но потом они стали носить форму воинских частей СССР. Обычно ее выдавали во время учений и при заброске на советскую территорию.

Андрей Разин,
член общества изучения истории отечественных спецслужб.


Продолжение в № 80 (8 мая)

Возрастная категория материалов: 18+