Окончание. Начало в № 72 (24 апреля)
Однако министр иностранных дел Мацуока и военный министр Тодзио открыто выступали за немедленное нападение на Советский Союз. В случае нападения японские войска планировали дойти до Байкала за шесть месяцев.
До последней мелочи
Объем работы разведывательных служб Японии рос. В этой связи японская разведка делала большую ставку на эмиграцию в Маньчжурии, чья численность к 40-м годам составила около 100 тысяч человек.
Одним из координирующих органов японской разведки по работе с эмиграцией стало «Бюро по делам российских эмигрантов» (БРЭМ), созданное в 1935 году по инициативе Харбинской ЯВМ (японская военная миссия) и действовавшее на всей территории Маньчжурии. К концу декабря этого года в БРЭМ было зарегистрировано 163 эмигрантских организации в Маньчжурии — жизнь российской колонии благодаря БРЭМ была регламентирована до последней мелочи.
БРЭМ финансировалось за счет средств, поступавших от Харбинской военной миссии, издательской деятельности, а также ежемесячных взносов каждого эмигранта в виде 1% налога с суммы получаемых доходов. Бюро имело собственную типографию, где издавались газета «Голос эмигрантов», журнал «Луч Азии» и еженедельная газета «Боевой друг». Ряд белогвардейских организаций, не пожелавших зарегистрироваться в БРЭМ, подверглись со стороны японцев разгрому.
На нашу территорию стало перебрасываться большее количество агентуры с задачей проведения военной разведки, диверсий и вредительства. В 1942—1943 годах органами госбезопасности на Дальнем Востоке было задержано 392 японских агента, прошедших специальную разведывательную школу. хорошо экипированные, снабженные портативными радиопередатчиками, фотоаппаратами, в том числе и портативными, оружием, советскими документами, деньгами, компасами и схемами маршрутов движений по нашей территории.
Категории японской агентуры
1. Квалифицированная и хорошо подготовленная. Она обычно подбиралась из числа старших полицейских, унтер-офицеров, подпоручиков и поручиков полиции, военнослужащих и опытных старых агентов.
2. Массовая, направляемая с простыми военно-разведывательными заданиями, без серьезного прикрытия. Такого рода агентура подбиралась из числа неграмотного и малограмотного китайского населения, задания и легенды этой агентуре давались простые. Наиболее распространенными легендами, с которыми приходила эта агентура, являлись: «Шел в соседний поселок, сбился с дороги и случайно попал на советскую территорию», «Я перешла в СССР из-за плохой семейной жизни с мужем, так как он меня часто бьет». На следующий день переходит на нашу территорию ее муж и заявляет: «В Советский Союз я перешел с целью разыскать свою жену, которую я сильно люблю и без которой не могу жить».
Весьма показательным является и то обстоятельство, что подготовка и заброска агентуры на нашу территорию находилась в определенной зависимости от хода военных действий на советско-германском фронте. Так, Харбинская ЯВМ в 1942 году готовила специальную группу разведчиков, заброска которых намечалась к моменту ожидаемого японцами падения Сталинграда.
Член общества изучения истории отечественных спецслужб Андрей Разин.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии