За каждым ДТП покалеченные судьбы.За каждым ДТП покалеченные судьбы.

Ключ в замке зажигания

Как сообщали первоисточники, пьяная молодая девушка на автомобиле «Хонда» врезалась в автобусную остановку. Погибла пожилая женщина, стоявший рядом мужчина получил травму, еще несколько человек отделались порезами и ушибами. С одной стороны, нечто подобное происходило на дорогах Приамурья и раньше, но именно это происшествие вызвало резкий общественный резонанс.

Дело в том, что уже через несколько минут после трагедии все понимали — жертв могло быть гораздо больше. Всего за минуту до происшествия злополучную остановку на автобусе покинула группа школьников.

Предыстория аварии такова. По словам многочисленных свидетелей и результатам следствия, в ночь с 11-го на 12 сентября компания молодых людей бурно гуляла в районе реки Зеи. Утром после пьянки 21-летняя Александра Лебедева проснулась в салоне стоявшего неподалеку автомобиля «Хонда-Фит», хозяином которого был ее знакомый. Парень, как следует из материалов судебного заседания, мирно посапывал на переднем пассажирском сиденье, в замке зажигания торчал ключ. С похмелья Александра не придумала ничего лучше, как повернуть его и надавить на педаль газа.

Дальше были гонки по утреннему городу. К восьми часам улицы уже успели наполниться спешащими на работу и учебу людьми, и мало кто подозревал, что в районе сплавной конторы закладывает виражи автомобиль-убийца. Его вояж закончился на улице Пограничной, 124. Лебедева не справилась с управлением, и машина на полном ходу вылетела с проезжей части. У 55-летней Н. И. Землянигиной шансов выжить не было. «Хонда» буквально смяла женщину. Список травм занимает почти целый машинописный лист приговора суда.

Условно-досрочное наказание

Позже было следствие и много споров. Завсегдатаи популярных городских интернет-форумов делали предположения. Многие уверяли: девушка молодая, пьяная, скорее всего избалованная дочь богатых высокопоставленных родителей, а у погибшей осталась престарелая мать. Значит, либо надавят на следствие, либо попросту откупятся от оставшейся в одиночестве старушки. Дочь уже не вернуть, а деньги пенсионерке будут весьма кстати.

В итоге за разбитый автомобиль, управление им в нетрезвом виде, отобранную жизнь и здоровье людей виновница получила три года колонии-поселения. На свободу она, скорее всего, выйдет условно-досрочно за хорошее поведение. С чисто человеческой точки зрения наказание действительно чрезмерно мягкое. С юридической же стороны — ничего особенного. И дело даже не в социальном статусе Александры Лебедевой. Как раз ему мало кто позавидует.

Девушка воспитывалась в детском доме. На момент совершения ДТП не работала и не училась. Более того — вела бродяжнический образ жизни, а значит, даже не имела средств на приличного адвоката.

Все дело в законах, уверены сотрудники ГИБДД. Гибель человека под колесами автомобиля с пьяным водителем чаще всего квалифицируется как убийство «по неосторожности». Отсюда условные сроки или краткосрочный «полукурортный пансион» в колонии-поселении. И что самое страшное — убийцы за рулем знают об этом и потому не воспринимают автомобиль как обозначенное законом «средство повышенной опасности».

Старший инспектор ГИБДД Дмитрий Лапа до сих пор с содроганием вспоминает «свое первое» ДТП, в котором погиб человек.

— В городе Зее бабушка с внучкой переходили проезжую часть по пешеходному переходу, когда в них на полном ходу врезались «Жигули», — делится подробностями Дмитрий. — Ребенок только чудом остался жив, а женщина умерла на месте происшествия. За рулем «Жигулей» тоже была женщина. Практически невменяемая. Мы ее спрашиваем: «Ты хоть понимаешь, что натворила?». Она в ответ: «Мне все равно». Как после этого с человеком разговаривать?

Окружающим не легче

По словам инспекторов, в последние годы наметилась опасная тенденция — чаще других в числе автоубийц оказываются молодые люди, родившиеся в начале смутных времен перестройки. Это поколение, воспитанное на понятиях безнаказанности и вседозволенности, бытовавших в обществе на протяжении 90-х годов прошлого века. Еще один момент: в приговоре, вынесенном Александре Лебедевой, четко обозначен срок запрета на управление автотранспортом. Что любопытно, он короче срока лишения свободы. То есть после освобождения женщина, погубившая человека, сможет получить права и вновь считаться полноправным участником движения. Что ж, вполне гуманное отношение к человеку, который, возможно, оступился. Но легче ли от этого окружающим?

— Мы считаем, что кардинально изменить ситуацию может только дальнейшее ужесточение законодательства, — делится руководитель пресс-службы областной ГИБДД Евгений Шайдуров. — Еще несколько лет назад пьяный водитель мог отделаться штрафом. 3—4 года назад ситуация изменилась — стала применяться такая единственно возможная мера, как лишение прав. С тех пор количество ДТП по вине пьяных водителей, как в Амурской области, так и по России в целом, заметно сократилось. Кое-что в направлении ужесточения наказания продолжает делаться.

Раньше, бывало, экипаж прибывает на место аварии, а виновник стоит с бутылкой пива в руке и уверяет, что он так стресс от пережитого снимает. Начинаются проблемы с освидетельствованием: доказать, что большую часть он выпил «до того», а не «после» трудно. Теперь употребление алкоголя запрещено до окончания оформления ДТП, в рамках которого проводится и экспертиза. В противном случае будет считаться, что водитель был пьян изначально.

Пьяного водителя — за решетку?

Александр Тутынин:

— Наказание должно быть адекватным содеянному. Я считаю, что сажать в тюрьму водителя, который никого не сбил, не попал в ДТП, а просто сел за руль в нетрезвом виде, даже несколько раз, — неправильно. Даже таким жестоким способом нельзя заставить человека не пить за рулем. Но наказывать как-то надо, правда не знаю как, но не тюрьмой однозначно.

Юрий Васильев:

— Наказывать водителя нужно, если он совершил аварию. С пьянством за рулем бороться нужно, но не тюрьмой. Зачем калечить человеку жизнь? Ведь посмотрите, кто чаще всего пьет за рулем — молодые пацаны-беспредельщики. Так что это проблема, скорее всего, недостаточного воспитания. Я, например, работаю шофером с 1975 года и просто не представляю, как можно сесть за руль пьяным.

Дмитрий Лапа:

— Уголовный срок за повторную езду в нетрезвом виде — такое уже было в советские времена. В основном давали условные сроки, плюс нетрезвого водителя-рецидивиста обязывали выплачивать 20 процентов от доходов в пользу государства. А вообще ужесточать наказание для таких нарушителей нужно. Хорошо было бы у такого автомобилиста транспортное средство конфисковать и продать.

Юрий Ступников:

— Сажать или нет пьяного водителя за решетку, честно говоря, не знаю. А вот отбирать водительские права на долгое время — это можно. Может, с какой-то частью любителей выпить за рулем это поможет справиться. С пьяными на дороге, к счастью, встречался редко и без последствий. Сам я рулю достаточно давно и, честно говоря, позволяю себе иногда выпить, только после этого за руль ни ногой.

Петр Очколаз:

— Я предлагаю тех, кто сел за руль после того, как опрокинул рюмку или две, навсегда лишать водительских прав. А если продолжают ездить без прав, тогда уже и за решетку можно отправлять. Сам встречал на дороге пьяных водителей не раз и крыл их в тот момент не самыми лучшими словами.

Возрастная категория материалов: 18+