И. Н. Найденов, подполковник, награжден знаками «Почетный сотрудник госбезопасности» и «Почетный радИ. Н. Найденов, подполковник, награжден знаками «Почетный сотрудник госбезопасности» и «Почетный рад

Один из агентов работал в филиале торговой фирмы «Кунст и Альберс», другой — в филиале фирмы «Чурин и К», третий агент (китаец) являлся сотрудником дипломатичес-кого бюро г. Сахаляня и т. д.

От них поступала информация не только по сотрудникам японских спецслужб в Сахаляне и колонии русских эмигрантов, но и по конкретным подрывным акциям противника. Так, по информации одного из названных агентов были задержаны на нашей территории заброшенные японцами два диверсанта-китайца.

Закордонная агентура управления работала не только в логове японских спецслужб и антисоветских белогвардейских организаций Сахаляне. Амурское Управление НКГБ в начале 1945 года сумело агентурно внедриться в Шанхайский отдел антисоветской организации «Братство русской правды».

Одним из наиболее значимых эпизодов на этом направлении была «командировка за кордон» нашего разведчика Василия Плужниченко.

Он ушел в 1942 году в Сахалянь с заданием внедриться в японскую разведку, успешно прошел все проверочные допросы, однако в Сахаляне остаться не смог. Японцы его отправили под Харбин, в лагерь Хогоин, где они содержали несколько сотен перебежчиков, подбирая из них агентуру для заброски в СССР. Оказавшись отрезанным на 3 года от связи с нашей разведкой, он инициативно определился в сборе разведывательной информации и оказал огромную помощь военным контрразведчикам в Харбине в розыске и задержании агентов и разведчиков ЯВМ.

И еще несколько лет после войны в Благовещенск из других управлений НКГБ шли просьбы помочь опознать с его помощью того или иного агента японской разведки.

Разведчиками управления была проведена дерзкая операция по захвату в Сахаляне и выводу в город Благовещенск сотрудника ЯВМ Карпова.

Оперативной группой управления во главе с разведчиком О Си 21 марта 1945 года Карпов был захвачен вместе с находившимися у него дома секретными документами и выведен в Благовещенск. Его исчезновение вызвало среди предателей настоящую панику, парализовало деятельность Сахаляньского разведпункта.

В ходе следствия по делу Карпова был получен большой объем информации о японской агентуре, формах и методах работы спецслужб Японии.

Разработкой и осуществлением операции по выводу Карпова занимались начальник разведотдела Н. З. Чугунов, его заместитель И. И. Семибратченко, сотрудник А. П. Лихачев и др.

Все они с началом войны с Японией возглавили оперативные группы, выведенные на территорию Маньчжурии.

Сложные задачи решала радиоконтрразведывательная служба областного Управления НКВД (РКР № 92).

Служба вела тщательное наблюдение за работой радиостанций спецслужб противника, осуществлялся перехват шифрованных радиограмм Квантунской армии, путем пеленгации радиостанций противника следили за передислокацией его войск, выполняла другие специальные задания Центра.

В течение нескольких лет весной и осенью, в период ледохода и ледостава, контролировалась работа радиостанции маньчжурского консульства, осуществлявшего двухстороннюю связь с г. Сахалянем и передававшего агентурные сообщения. Кроме того, с 1938-го по 1945-й ею осуществлялся постоянный контроль за работой радиостанции Сахаляньской ЯВМ.

Возрастная категория материалов: 18+