Главный враг «газелиста»

На автобусной остановке маячит одинокая фигура пассажира. Мимо, не снижая скорости, проносится одно маршрутное такси, следом, обливая потоком дождевых брызг, на обгон идет другое. Причина подобного неуважения к потенциальному клиенту довольно проста: зачем ради одного человека в выручке терять, наверняка на следующей остановке стоит парочка, а то и троица желающих поскорее попасть на рабочее место.

В опасные «маршрутные» неприятности попадают не только рядовые амурчане, но и сами сотрудники Госавтоинспекции.

— Как-то ехала с работы домой на «Газели», — вспоминает инспектор по пропаганде Лариса Топольская. — Перед железнодорожным переездом в районе улиц Театральной и Соколовской загорелся красный сигнал светофора. Подъезжает к путям «Газелька», постояла минутку, потом водитель маршрутки (салон которой был «под завязку» набит пассажирами, в том числе детьми) махнул рукой и поехал на красный свет. Рулевому было все равно, что он подвергает жизнь своих пассажиров опасности, не побоялся он и человека в милицейской форме. Больше всего поразило то, что, когда я начала возмущаться, отчитывать водителя, никто из пассажиров меня не поддержал — все малодушно промолчали. Дескать, пронесло, и ладно.

Главный враг «газелиста» — гражданин, который едет от начала маршрута и до его конца. Таких оскорбительно называют «чемодан». Как-то раз корреспондент «АП» стал свидетелем неприятного инцидента: шофер микроавтобуса № 31 не пустил в салон девочку-подростка, мотивируя свой отказ тем, что ребенок всю дорогу будет ехать по кругу. «Мотай в другую сторону, не занимай место», — заявил суровый дядька.

Кто успел, тот и съел — главный девиз водителей маршруток. В погоне за длинным рублем перевозчики нарушают не только дорожные, но и моральные правила, а потребители — трясутся от страха и надеются приехать в нужное место живыми и невредимыми. Последнее время к гонкам без правил добавились и водительские разборки на городских дорогах. «Куда прешь, козел?!» — подобная нецензурная брань больше не утешает сидящего за рулем, все чаще в ход идут монтировки и даже огнестрельное оружие. 13 июля в столице Приамурья произошла леденящая душу трагедия: 63-летний водитель муниципального автобуса изрешетил из травматического пистолета «маршрутника», а после попытался покончить жизнь самоубийством. Таким образом, пенсионер хотел отомстить за незначительное ДТП, которое произошло несколькими часами раньше.

Хамить и курить запрещается

— Маршрутные такси — это общественный транспорт, — утверждает исполнительный директор городской общественной организации автоперевозчиков «Факс» Леонид Степанчук. — Поэтому правила поведения водителя «Газели» ничем не отличаются от правил поведения водителя муниципального автобуса, так что проехать мимо пассажира при наличии свободных мест автомобиль не имеет права. Отказ человеку в услуге перевозки тоже грубое нарушение.

Также шоферу запрещается курить в салоне, разговаривать во время пути по сотовому телефону. На громкий «приблатненный» шансон, который рвется из колонок, тоже управа найдется. Не услышал шофер просьбу клиента, проехал мимо остановки — хороший повод для жалобы. Как считают в городской диспетчерской службе, которая контролирует работу водителей маршруток и муниципальных автобусов, машины, предназначенные для перевозки пассажиров, вообще не оснащены музыкальными приемниками. Водители устанавливают их самостоятельно.

— Каждое маршрутное такси работает по своему расписанию, — продолжает Леонид Николаевич, — которое разрабатывается в городской администрации и утверждается на целый год. Благодаря установленной год назад навигационной системе, следить за работой водительского состава стало легче. О любом изменении в своем графике перевозчик обязан сообщить на пульт единого управления. Если автомобиль по какой-либо причине сошел с дистанции, предприниматель, оказывающий услуги перевозки, обязан обеспечить его замену на линии.

Все частные рейсовые автобусы должны работать с 6.00 и до 22.30. Интервал между ними устанавливается в зависимости от типа маршрута: чем больше на этом отрезке пассажиропоток, тем разница во времени меньше. Утром разница между «Газелями» 4 минуты, днем — 5—6 минут. С 19.00 она увеличивается с каждым часом в два раза.

Дайте жалобную книгу!

Как сообщили корреспонденту «АП» специалисты городской диспетчерской службы, каждое обращение граждан, звонок фиксируются в специальной жалобной книге. Заявитель оставляет свой контактный телефон.

— На любом маршруте есть свой конкретный представитель, с которым мы немедленно связываемся, — рассказывает старший диспетчер Елена Троценко. — На следующий день он должен рассмотреть жалобу и принять меры. Каждый случай разбирается индивидуально. Методы воздействия на нерадивого водителя достаточно суровые, вплоть до его увольнения. В основном горожане указывают на грубость водителя, быструю езду, отсутствие транспорта в вечерние часы, грязь в салоне. Был и такой момент: пассажир рассказал по телефону, что рулевой маршрутки был нетрезв. Кстати, благовещенцы не только жалуются, но и выражают искреннюю благодарность конкретному лицу, высказывают свои пожелания.

Опасная статистика

Как показывает статистика, в этом году водители маршруток и других автобусов стали ездить лучше, чем в прошлом. Вот только гибнет под колесами общественного транспорта все больше людей.

— С начала года в Амурской области произошло 276 ДТП с участием автобусов. По вине водителей случилось 12 аварий, в которых пять человек погибли, 12 — получили травмы, — отметил заместитель начальника отдела технического надзора и регистрационно-экзаменационной работы УГИБДД УВД по Амурской области Сергей Целищев. — Если количество «автобусных» аварий по сравнению с прошлым годом снизилось на 14,3%, то погибших в них людей стало больше. В прошлом году за такой же период в подобных ДТП не было ни одного погибшего.

Ежегодно в Приамурье сотрудники ГИБДД проводят профилактическую операцию «Автобус». В первой половине этого года было проверено 3125 транспортных средств. Было выявлено, что 53 автобуса в установленные сроки не прошли государственный технический осмотр, еще 550 имели различные технические неисправности. В общей сложности была запрещена эксплуатация 303 неисправных автобусов.

Дети-льготники

Больше года на территории России действует федеральный закон 259, согласно которому юные пассажиры до 12 лет в сопровождении взрослых могут ездить в общественном транспорте за полцены. Главное условие, чтобы у сопровождающего маленького пассажира в наличии был документ, подтверждающий возраст.

Льгота распространяется на транспорт, где не предусмотрен проезд стоя или сидя на руках у других пассажиров (по правилам перевозки их число не может быть больше количества мест). К сожалению, за проезд ребенка до 12 лет в «положении стоя» в муниципальном автобусе придется заплатить по полной, а вот в маршрутках можно смело протягивать водителю шесть рублей и предъявлять свидетельство о рождении.

Возрастная категория материалов: 18+