Без участия взрослого в игре интерес детей быстро сгорает.Без участия взрослого в игре интерес детей быстро сгорает.

И швец, и жнец

Согласитесь, много в жизни значит твой воспитатель. Он учит делать первые шаги в коллективе, помогает познавать мир. А для «второй мамы», наверное, нет лучшей награды, чем снискать доверие ребенка, который, вырастая, приводит сюда же своих малышей. Оксане Александровне в этом плане повезло — она воспитала не одно поколение ребятишек.

— В детском саду я работаю 25 лет, начинала с няни, — рассказывает Оксана Лобанова. — Это, можно сказать, мое случайное призвание, по образованию я учитель русского языка и литературы. А мечтала быть художником и работать в театре. Еще в детстве, помню, любила рассматривать лица людей. Едем с мамой в автобусе, она мне: «Что ты уставилась на человека?!» А я смотрю — интересно же, о чем он думает и как меняется мимика.

Зато потом в детском саду благовещенка смогла насмотреться на сотни симпатичных мордашек. Здесь она самореализовалась — и как артистка, и как модельер, и как художник. Даже как скульптор — ваяя из детских душ «шедевры».

— Оксана Александровна, воспитатель для ребенка — кто?

— Вторая мама. Всю неделю малыш находится в детском саду: привели в семь и забрали в семь. Поэтому нам очень важно понравиться детям, чтобы между нами были доверительные отношения. И здесь выручает и хорошее чувство юмора.

Ой, мама!

— Детский сад сегодня нужен?

— Обязательно! Он учит не только общаться и уступать, но и искать свое место в обществе — находить себя. Здесь ребята осознают, что мальчики должны защищать девочек. Иногда мы специально создаем ситуации, чтобы они могли заботиться о девочках. Например, за стол садятся после девочек, помогают им нести игрушки.

— Одна мама мне как-то сказала, что садик привил ее ребенку комплексы…

— Скорее всего, он помог их выявить. Отрицательный опыт — тоже опыт. И мама должна быть благодарна детскому саду за то, что он показал проблемы ее ребенка. Другой вопрос: как она будет их решать.

— Кем быть труднее — мамой или воспитателем?

— Конечно, воспитателем, потому что здесь несешь ответственность перед другими. Кстати, в младших группах детки часто меня называли мамой. А сейчас, если забудут мое имя, кричат «мама». А потом, «ой!» — им уже неловко, стесняются.

В аиста не верят

— Современные дети отличаются от ребят «25-летней давности»?

— Очень сильно. Прежние дети были более послушными, дисциплинированными, ими было проще управлять. Современные ребятишки — более раскованные, труднее поддаются контролю и чаще впадают в истерику. Отсюда и большая травматичность. Кстати, нынешние детки очень любят внимание. Заметили: мы с вами разговариваем, и каждый подошел, что-нибудь да спросил? Так всегда, стоит появиться гостю — сразу масса вопросов.

— А спрашивают про капусту и аиста?

— Таких вопросов дети сейчас не задают! Благодаря телевидению они отпали сами собой. Дети теперь знают, что мама с папой спит, а потом детки в роддоме рождаются из маминого животика.

— Педагоги жалуются, что родители перекидывают свои обязанности на детский сад и школу…

— К сожалению, да. Современные родители не понимают, что родительский труд — самый тяжелый, который есть на свете. Иногда мне кажется, что мамы и папы еще не совсем выросли. Сейчас к нам ходит поколение детей 80—90-х годов, которые были предоставлены самим себе, пока их родители искали возможность заработать. У них сложился стереотип: нам должны, а мы никому не обязаны. И эти люди не всегда понимают, что они должны собственным детям. Некоторые ограничиваются только тем, что надо накормить, одеть и погулять. Мало кто с детьми читает книги, включат мультик или компьютер, и все. И гуляют — ребенок сам по себе.

Из копилки воспитателя

Играем. Я называю взрослое животное и прошу назвать его детеныша.

— А кто ребенок у овцы?

— Овченок.

***

Как-то мы наблюдали за луной.

— На что похожа луна?

Один молчал-молчал, а потом вздыхает:

— Да-а, она на денюжку похожа.

***

— Зачем нужны часы?

— Они тякают.

***

— Когда вы помогаете маме, вы кто?

— Помогатели!

***

— Ребята, как ласково можно назвать дом и печь?

— Доменок, печеночка.

***

Показываю на оранжевый:

— Какой это цвет?

— Лисичкин.

В детский сад — с пеленок

В детский сад детей желательно отдавать в ясельном возрасте. Когда ребенок маленький, он легче привыкает к разрыву с мамой, быстрее забывает свои обиды. Постарше — расценивает это как предательство.

Готовясь к детскому саду, научите ребенка проситься в туалет и обращаться со столовыми приборами. Приучайте к общению с людьми — соседями по площадке, ребятами во дворе. Чем шире круг общения ребенка в семье, тем легче пройдет его адаптация в детском саду.

Не учите давать сдачи, объясните, что есть другие возможности защищаться. Например, словом, которое бывает более действенным.

Всегда отвечайте на вопросы «почемучек». Если не знаете ответа, пообещайте узнать позже или поискать вместе. Раз не ответите ребенку, два — потеряется нить между вами. А со временем и ваш авторитет: зачем спрашивать, если мама (или папа) ничего не знает.

Старайтесь вникать в конфликт детей и будьте объективными. Часто родители видят только своего ребенка и не замечают другого. А ведь ему тоже обидно, он тоже пострадал.

Будьте внимательны, чаще играйте с детьми. Чем больше вы играете, тем выше будет ваш авторитет. Почему дети очень любят бабушек и дедушек? Потому что у тех больше времени и терпения.

Будьте искренни, ласкайте и хвалите ребенка. Дочь убралась в шкафчике — «Молодец, навела такой порядок!». Это дает хороший стимул. Не лгите, дети сразу чувствуют фальшь.

Возрастная категория материалов: 18+