Специалисты осмотрят и очистят прибрежную зону реки Зеи в районе пересечения с улицами Амурской и Октябрьской, а также противоположный берег. На Амуре водолазы отработают в районе улицы Шевченко. За очисткой первого объекта, к сожалению, с берега, наблюдали корреспонденты АП.

Перед уходом в пучину сборы недолгие — проверить снаряжение, надеть костюм, привязать страховочный трос.

Дышат водолазы-спасатели не специальной газовой смесью, и не чистым кислородом. Используется обычный воздух, который берут из окружающей среды: на случай дозаправки с собой всегда есть специальный компрессор. В баллонах, что цепляют на спину, воздух содержится при давлении 200 атмосфер — этого хватает на час-полтора беспрерывной работы.

Костюмы двух водолазов, что вчера опускались на дно, выглядели по-разному: один сухого типа, другой мокрого. Первая амуниция, хоть не металлическая, как в старых фильмах, но не слишком-то эластичная, зато в нее не попадает воздух (есть специальные клапаны для стравливания). Чтобы не замерзнуть в холодной воде, под костюм надевают термобелье. Второй — пропускает воду, но не выпускает назад. Жидкость через несколько минут после погружения подогревается от тела ныряльщика и не дает ему замерзнуть.

— С каждым годом все лучше становится, мусора все меньше и меньше, люди как-то приличнее становятся что ли, — говорят помощники водолазов между делом. — А если места сравнивать, то грязнее всего всегда на городских пляжах: бутылки, мусор, тапочки — все, что может под воду уйти, все находим.

— Сколько лет работаем, столько дно на пляжах проверяем, я вот пять лет работаю, — рассказывает, одеваясь, водолаз-спасатель Владимир Суваев.

— Кто пять, а кто 15, — прибавляет его не очень разговорчивый коллега, так и не давший представителям СМИ ни одного комментария.

Владимир стал водолазом, отслужив в армии: на Байкале, в морской части внутренних войск (подробнее, говорит, — не стоит). Еще двое его коллег из Благовещенского поисково-спасательного отряда служили там же.

Водолазы по очереди входят в воду. Один исследует прибрежную зону, другой — центр озера. До середины водоема, он, к слову, почти дошел пешком: глубина небольшая, в основном — метр-полтора, местами, правда, доходит до четырех. «Да тут четверка точно есть, — кричит вынырнувший ненадолго водолаз. — По барометру, по крайней мере».

Кстати, совсем скоро водолазы Благовещенского ПСО смогут разговаривать как друг с другом, так и с береговыми координаторами, не показываясь над водой. Уже заказан комплект аппаратуры для гидроакустической связи. Микрофон такой рации расположен под маской, которая закрывает все лицо. Радиус действия — почти сто метров. Вчера они работали по старинке: команды отдавались подергиванием страховочного троса, который уходил на берег. С полнолицевой маской и без рации работать удобнее, отмечают водолазы: дышишь так же, как и на поверхности — носом, ртом. Если же маска закрывает лишь глаза и нос, то дышать приходится исключительно через загубник, то есть — ртом.

За водолазом, обследующим дно, тянется шлейф мутной воды — со дна поднимается песок. Работать приходится практически наощупь, тем не менее, уже минут через десять со дна достают первый улов — два кирпича, из одного торчит большой металлический штырь. У другого берега еще минут через 15 обнаруживают большую скомканную пластину жести. После на берег выбрасывают забытые кем-то мордушу и горлышко от трехлитровой банки с привязанной к нему проволокой — постарались нерадивые рыбаки. Через час работы оба водолаза уже на берегу.

— С каждым годом дно здесь становится все лучше и лучше: трава исчезает, появляется песок — раньше был ил в основном, — говорит, немного запыхавшись, Владимир — дает о себе знать тяжелое снаряжение, которое в общей сложности весит почти 30 килограммов. — Очистка пляжа ведется постоянно, людей нанимают для того, чтобы специальными граблями прибрежную зону от травы очищали. Глубина водоема небольшая — в основном метра полтора-два, местами — до четырех. Мне на глубине удобнее — свободнее в движениях.

В Приамурье проверят водоемы

Дно водоемов других территорий Приамурья также вскоре проверят спасатели-водолазы областного поисково-спасательного отряда центра ГЗ и ПБ. Заявки уже поступили от администраций Магдагачинского, Ромненского, Октябрьского и Серышевского районов, городов Зеи и Райчихинска. В Магдагачинском районе специалистам предстоит обследовать дно 11 водоемов, в Ромненском — четырех, в Октябрьском — девяти. В остальных, согласно поданным заявкам, — по одному.

Возрастная категория материалов: 18+