«Товарищ мэр, не нарушайте!»

— Как-то я здесь переходил дорогу и меня милиционер остановил, — Юрий Гаврилович стоит на перекрестке улиц Ленина — Островского, где расположены здания областной и городской администраций. — И говорит: «Товарищ мэр, нельзя переходить дорогу в неположенном месте. Больше не нарушайте».

Юрий Гаврилович разворачивается и уверенным шагом идет в здание. Он уехал из Благовещенска 14 лет назад, но в коридорах власти его до сих пор узнают — останавливаются, здороваются, спрашивают, как дела.

— Юрий Гаврилович, нам бы поговорить — найдете время? — после долгого рукопожатия спрашивает замглавы администрации Сергей Рыбаков.

— Найду, конечно. Как сам? — искренне интересуется бывший глава и, получив положительный ответ, идет дальше.

— Я на работу приходил, еще 8 утра не было, — вспоминает Ляшко, поднимаясь по ступенькам. — А уходил очень поздно, мне жена сюда в 11 часов вечера ужины носила. Нет, не ругалась. А чего ругаться — работать же надо было.

Поднявшись на знакомый третий этаж, машет рукой: «Там мой кабинет был, да там и сейчас глава сидит». Заходить туда мы не стали — шло совещание. Кстати, Николай Неведомский лично встретил Юрия Гавриловича и устроил экскурсию по знакомым и незнакомым местам Благовещенска. «Очень тепло встретил, все показал. Но по рабочим моментам еще не говорили — хочу узнать, как и что сейчас в городе, цифры послушать», — отмечает Ляшко. Судя по его тону, нынешнему главе придется дать полный отчет.

Мэр трех эпох

После небольшой экскурсии заходим в кабинет одного из заместителей. На стене — огромная карта Благовещенска.

— Эту карту я заказывал, — после пристального изучения признается Юрий Гаврилович. — У нас внизу на первом этаже была диспетчерская, и эта карта там висела. На нее были нанесены абсолютно все коммунальные сети, здания и жилые дома. Все жители по своим проблемам звонили диспетчерам, у них была прямая связь с Горводоканалом и другими организациями, которые обеспечивали жизнедеятельность города. И благодаря карте было легко ориентироваться.

Сам Юрий Ляшко после 11 лет работы ориентировался во всех проблемах города. Кстати, многие актуальны и для сегодняшнего города.

— Большая проблема была с переселением из ветхого жилья, — вспоминает бывший градоначальник. — У нас было стремление развивать город, вводить новые дома, но у многих организаций и предприятий не было денег или резервного фонда, чтобы сносить ветхие дома под новое строительство. И мы помогали им, а потом находили способы расчета. Микрорайон был тогда бедой и выручкой — там можно было без сноса дома строить. В свое время, кстати, объем жилищного строительства доходил до 140 тысяч квадратных метров в год. Я, конечно, еще узнаю, сколько сейчас строят.

Еще одна актуальная проблема — дефицит бюджета.

— Когда я пришел, Благовещенск был закрытым городом. Из-за этого действовали постановления об ограничении строительства в городе промышленных предприятий, заводов — чтобы трубы лишние не дымились, — рассказывает бывший глава. — Из-за этого налогооблагаемая база была недостаточно большая, чтобы содержать социальную сферу — чтобы ходить по красивым улицам, зеленым паркам и лужайкам. Потом с развитием промышленности, к сожалению, тоже не очень получилось — с приходом открытой гласности и демократизации наши проекты тормозили так называемые «зеленые». Например, нам не дали построить в микрорайоне электроаппаратный завод — говорят, до сих пор стены стоят. Или запрещали реконструкцию четвертого котла на Благовещенской ТЭЦ. Но я сказал: «Давайте тогда останавливать строительство жилья, ведь даже сейчас тепла не хватает». Получилось убедить.

Ляшко и его команде также удалось защитить генплан города, создать концепцию развития транспортной сети, впервые наладить сотрудничество с китайским Хэйхэ. И самое главное — сохранить стабильность в трудные 90-е.

— Это было нелегко, но интересно, — признается Юрий Гаврилович. — Мы жили в трех эпохах. В эпохе развитого социализма, когда все дела решались быстро и с большой помощью. Затем был период, когда партийную коленку отменили — сложно стало. А потом наступили рыночные отношения, и надо была перестраивать всю работу. Не могу сказать, что все получилось, но большинство вопросов мы решали.

На вопрос, чем больше всего гордится, легендарный градоначальник ответил не сразу.

— Трудный вопрос, чем горжусь. Всем горжусь! Каждый день в городе что-то появлялось — первые фонтаны, первые дома новой серии, мы благоустраивали улицы. Наверное, мельчить не стоит, ведь главное — что сделано в целом. Я горжусь городом. И сегодня мне он нравится.

Команда молодости нашей

Юрий Ляшко в Благовещенске бывает редко —  он живет в Москве. После работы в Приамурье занимал посты в федеральных структурах, затем строил аэропорты в Пулково и Геленджике, олимпийские объекты в Сочи. Продолжает работать и сейчас. Но признается, что БАМ, которому отдал почти десять лет, и Благовещенск — самые счастливые годы в его жизни. Признается, что до сих пор следит за жизнью города и области.

— Я звоню сюда своим товарищам, мне звонят, — признается Юрий Гаврилович. — У нас в Москве, как сейчас модно говорить, есть амурская диаспора — мы все друг друга поддерживаем. Часто собирались дома у Степана Степановича Авраменко, который уже ушел из жизни. Недавно справили 80-летие Ивана Филипповича Маврина. Очень дружу с Александром Ивановичем Терещенко, он был моим первым замом в областной администрации.

Но костяк команды Ляшко остался здесь, в любимом Благовещенске. И во время нечастых приездов друзья и коллеги всегда собираются вместе.

— Всех собираю. Обычно сидим, пьем чай и вспоминаем: «А помнишь это? А помнишь то?» Это всегда приятно. И в этот раз встретимся, вспомним нашу команду и то, что мы сделали для жителей города. Жизнь так устроена — без хороших воспоминаний невозможно определить, какое у тебя будущее, — признается Юрий Гаврилович Ляшко.

Как «Амурская правда» политических противников помирила

Уже без диктофона зашел разговор про политику. Заговорили про жаркие выборы главы администрации Амурской области 1997 года. Тогда действующий губернатор Ляшко проиграл кандидату Анатолию Белоногову.

— А вы с Анатолием Николаевичем не общаетесь? — спрашиваю я.

— Нет, — признался Юрий Гаврилович и, чуть подумав, спросил: — А у тебя есть его номер? Давай позвоним!

Он набрал и через несколько секунд командным голосом заговорил:

— Анатолий Николаевич, приветствую! Звоню поздравить тебя с юбилейным днем рождения Благовещенска! Кто-кто? Ляшко!

Бывшие политические соперники разговаривали несколько минут.

— А давай встретимся? Поговорим, вспомним? — вдруг предложил бывший мэр и бывший губернатор.

— С удовольствием! Спасибо! — мне было слышно, как прокричал в трубку другой бывший губернатор.

«Нам уже делить нечего», — с улыбкой признался Юрий Гаврилович после исторического разговора.

Мнение

Александр Колядин,
заместитель Юрия Ляшко, экс-мэр Благовещенска:

— Юрий Гаврилович пришел к власти в разгар перестройки и, как говорится, попал! Сначала работала еще советская система, но потом пошли сбои, и началась такая неразбериха… С другой стороны, этот период дал возможность почувствовать себя настоящим хозяином и реализоваться. Помню, к нам из Владивостока приехали профессора. Журналисты спрашивают, как им город, а они: «У вас даже горячая вода есть?!» Для них уже это было счастьем. Во многих российских городах в то время такое творилось!.. Люди замерзали, в квартирах не было ни воды, ни тепла. В том же Владивостоке или Хабаровске перемерзали целые микрорайоны.

Возрастная категория материалов: 18+