— Виталий Анатольевич, как с научной точки зрения квалифицировать воскресное происшествие? Шквальный ветер, ураган, торнадо?
— Наиболее правильно будет называть это смерчем. По сути, торнадо, тромб, смерч, тайфун и даже тропические циклоны — все это восходящие потоки воздуха, вращающиеся против часовой стрелки. Разница только в масштабах. Например, классический американский торнадо имеет в среднем около 500 метров в диаметре, карибские циклоны — несколько километров. Смерч — наиболее локальный вариант.
— И как он образуется?
— Вообще такие явления изучены слабо. Больше всех о торнадо и смерчах знают, пожалуй, американские исследователи. Это неудивительно — три четверти подобных катаклизмов происходит на севере США. Там все происходит следующим образом: в апреле и мае вода в реках Миссисипи и Миссури сильно разогревается — выше 30 градусов. Над прериями гуляет горячий влажный воздух Мексиканского залива, а с севера Штатов приходит более холодный. При этом учтите, что вокруг степь: есть где разгуляться ветрам. Теплая и холодная атмосферы начинают контактировать между собой. То есть более холодный (а значит, и тяжелый) воздух выталкивает вверх горячие потоки, которые конденсируются в капельки. И этот процесс сопровождается еще большим выделением тепла. Температура части воздушных потоков снова повышается, и эта часть уходит вверх. Причем не вертикально, а по спирали против часовой стрелки. Таким образом торнадо набирает силу.
— Хорошо, но при чем же здесь Амурская область?
— На самом деле принцип тот же. Вспомните, в воскресенье в городе стояла жаркая, почти безветренная погода, при этом влажность была повышена. Вода в Амуре прогрелась до 27—28 градусов — пиковые значения для Приамурья. При этом основные причины для зарождения подобных явлений — влажность и столкновение холодного и теплого фронтов. Возможно, холодный фронт пришел сюда из Якутии или от Охотского моря. Контакт температур спровоцировал столкновение воздушных масс. Энергия Амура «напитала» смерч, и он смог пролететь около 10 километров по Благовещенску, прежде чем распался от недостатка энергии.
— Но ведь наш смерч гораздо меньше своих американских собратьев?
— Конечно. Ширина нижней части его раструба едва ли достигала пятидесяти метров. Вообще, по классификации, он попадает под «слабый неоформленный тромб воронкообразной формы высотой до десяти километров».
— Может ли человек заметить приближение смерча?
— Нет, предсказать подобный катаклизм можно только с помощью специальных и очень дорогих приборов. В России ими располагают лишь несколько самых крупных городов-миллионников. А невооруженным взглядом можно разглядеть разве что круговые облака. Воздушные потоки прозрачны, и видимость смерч приобретает только после того, как засосет в себя пыль и мусор.
— Вывернутые с корнем тополя и перевернутые фуры — и это только маленький торнадо? Какой же мощью обладают подобные явления?
— Максимальная скорость ветра в смерчах достигает 350—420 километров в час. Наш смерч, по предварительным данным, был более медленным — около 120 км/ч. Что же касается мощности… Ответить на этот вопрос достаточно сложно. Например, некоторые ученые высчитывают этот показатель в сравнении с ядерными взрывами. Если же переложить этот показатель на благовещенский смерч, получится, что каждую секунду в нем выделялась энергия, равная взрыву десяти килограммов тротила.
— Какие прогнозы на будущее? Стоит ли горожанам опасаться повторения «шального ветра»?
— Прогнозировать такие явления невозможно. Однако, как вы видите, температура за окном немного снизилась. К тому же подобный смерч — не регулярное, а исключительное для Приамурья явление. И, надеюсь, таковым оно и останется.
Приамурье смерчем не удивишь
Игорь Алексеев, физик, кандидат географических наук:
— Первые упоминания о смерчах в Амурской области относятся к 19-му веку. Правда, точных сведений об этих катаклизмах не сохранилось. Однако в некоторых документах вскользь упоминается о ветре, который полностью разрушил более 20 деревянных изб в 50-х годах 19-го столетия. Впрочем, и сегодня смерч — не редкость для нашей территории. Только за последние десять лет я лично видел три подобных явления, еще о пяти рассказывали коллеги. Обычно «амурские» смерчи более локальны и гуляют в полях Ивановского, Серышевского или Свободненского районов.
В цифрах
120 километров в час — предположительно с такой скоростью двигался смерч
148 случаев торнадо за один день зафиксировали в США в 1974 году. За 16 часов смерчи убили 329 человек и ранили еще около пяти тысяч.
«три четверти подобных катаклизмов происходит на севере США» — север США это Аляска. Странно, но там торнадо бывают крайне рдко. Врет ваш специалист!
«предсказать подобный катаклизм можно только с помощью специальных и очень дорогих приборов. В России ими располагают лишь несколько самых крупных городов-миллионников». — почему властей не волнует судьба амурчан?
— ... (гость)