Чороны — ритуальные сосуды для кумыса, привезенные из Южной Якутии, были в числе первых экспонатов мЧороны — ритуальные сосуды для кумыса, привезенные из Южной Якутии, были в числе первых экспонатов м

Но музеем «на бумаге», то есть учреждением со своим особым статусом, казной и ответственностью, музей стал в 1898 году, а его первый Устав сегодня — музейный предмет и часть истории.

Когда павильон, собранный на скорую руку к приезду цесаревича Николая, был демонтирован, экспонаты перенесли в городскую управу, там для их размещения выделили два зала. Городской голова Ефимов разослал письма интеллигенции Благовещенска с просьбой поддержать музей и пожертвовать для него ценные и необычные предметы. Градоначальник лично передал музею самородок золота в кварце с реки Бом, шкуру тигра с Хингана, челюсти акулы и кусок горного хрусталя.

— Интеллигенция откликнулась на призыв городского головы, и в будущий музей понесли разные диковины, — рассказывает Инна Васина, специалист экспозиционного и выставочного отдела. — Поначалу это собрание редкостей напоминало своеобразную кунсткамеру. Стихийное наполнение музея продолжалось до тех пор, пока не был принят устав.

Проект устава Благовещенского городского музея в августе 1898 года военный губернатор Приамурья направил в Санкт-Петербург, который тогда был столицей. Утверждал этот документ министр внутренних дел Российской империи Иван Горемыкин.

Устав для музея был своего рода иммунитетом — если бы по каким-то причинам местным чиновникам захотелось музей прикрыть или ликвидировать, то сделать это отныне можно было только по разрешению российского министра.

«Наглядное ознакомление общества с историей, археологией, этнографией и с культурой Амурской области и сопредельных с ней местностей» — так была сформулирована в Уставе цель работы Благовещенского городского музея.

— Устав сыграл важную роль в сохранении тех экспонатов, которые уже поступили, но основные фонды стали комплектоваться именно после принятия устава, — подчеркивает Инна Васина. — Цель была сформулирована четко: краеведение, и с этого времени началось грамотное комплектование фондов.

В уставе был отражен еще один важный момент: если прежде никто не контролировал поступление предметов, и ценные экспонаты запросто могли затеряться или быть кому-нибудь подарены, то теперь это было исключено. Был назначен казначей, ведущий приходные книги и контролировавший все материальные пожертвования, в том числе и денежные. Музей существовал на членские взносы общественного комитета и даже на сборы от специально устраиваемых концертов. Кроме того, была ревизионная комиссия, проверяющая деятельность казначея, раз в год она также проводила по каталогам сверку экспонатов.

С этого момента музейные фонды начали комплектоваться целенаправленно, и многие предметы сегодня представляют особую ценность для изучения истории края. Например, археологическая коллекция, найденная при раскопках кургана на горе Шапка, переданная первым амурским археологом Гуровым в 1902 году. Или знамена, значки, огнестрельное и холодное оружие периода ихэтуаньского восстания, переданные в начале 1900-х военным губернатором К. Грибским. По словам сотрудников музея, одну из наиболее интересных коллекций, обогатившей музей в 1911 году, передал Н. Оловянишников — 84 предмета, собранные им в китайском городе Айгуне после событий 1900 года: ружья, алебарды и шашки, домашняя утварь, головные украшения китайцев, курительные приборы, канцелярские принадлежности.

От устава до устава: почувствуйте разницу

— Хочу показать еще один любопытный документ — устав областного общества краеведения, которое было создано при музее, за 1949 год, — предложила Инна Васина. — Просто для того, чтобы почувствовать разницу.

Если в 1898 году формулировка цели амурских краеведов была простой и конкретной, то спустя 50 лет, в соответствии со своим временем, она вобрала в себя идеологические задачи: «изучение своей местности, исторического революционного прошлого, экономики и культуры, активного содействия в социалистическом строительстве, воспитания у населения чувства советского патриотизма».


Экскурсия в 1928 год

В 1928 году директор Амурского окружного музея В. М. Попов составил и издал брошюру «Маршруты, темы и планы экскурсий по городу Благовещенску, его окрестностям и Амурскому округу». Экскурсии предлагались одно-, двух- и трехдневные.

Что можно было посмотреть в Благовещенске в то время?

Экскурсия на берег Амура предполагала рассказ об экономическом значении реки, об Амурском речном пароходстве, Амуре как границе с Китаем и даже беседу на тему «СССР и капиталистический мир».

Для ознакомления экскурсантам предлагались винокуренный завод и спичфабрика «Искра», метеостанция и госконюшня, Владимировское озеро и даже рисовые поля в окрестностях Благовещенска, возделываемые корейцами.

В цифрах

40 выставок, освещающих прошлое и настоящее 
области, ежегодно оформляют сотрудники областного
краеведческого музея

130 тысяч человек ежегодно становятся посетителями музея

500 лекций в год читают сотрудники музея

4000 экскурсий проводят ежегодно сотрудники музея