Ничего не поделаешь — дьявольская точность, с которой авторы псевдомедицинского сериала угодили в самое сердце целевой аудитории (и численность ее действительно ужасает), не могла не обратить на себя внимание коллег по цеху. Незримое присутствие символично хромого Хауса в сиквеле самой современной интерпретации Конан Дойля временами бросается в глаза — и от этого хочется не податься вперед, а сомкнуть веки.
Судите сами: в первой части «Шерлока Холмса» главный и по совместительству заглавный герой в исполнении Роберта Дауни-младшего постоянно намекал на то, что актеру уже несколько часов назад было необходимо вернуться на съемки «Железного человека». Давайте сделаем это по-быстрому, говорили нам глаза великого сыщика. В вышедшем всего через год сиквеле Дауни явно располагает более широкими полномочиями относительно собственного времени и тратит эти полномочия на то, чтобы главным образом безуспешно вселить в своего персонажа обаятельного дьявола.
Впрочем, что получилось, то получилось — «Шерлока Холмса», как и любой другой из фильмов Ричи (картину о Мадонне по понятным причинам мы здесь не рассматриваем), невозможно анализировать с точки зрения игры одного актера. Любопытных исполнителей у него всегда предостаточно, и даже выбор есть: например, на одну только роль главного злодея Мориарти претендовали сразу Брэд Питт, Гари Олдман, Дэниел Дэй-Льюис, Шон Пенн и Хавьер Бардем — что называется, ничего себе списочек. Не особо доверчивая к смелым экспериментам над любой классикой публика (особенно российская, у которой в списке классики есть не только рассказы Артура Конан Дойля, но и фильм Игоря Масленникова) после выхода первой части облегченно вздохнула и от второй ждала еще более не похожего на первоисточник материала.
В принципе ожидания оправдались: щепетильный писатель, окажись он одним из зрителей «Игры теней», пожалуй, снова уехал бы на первую попавшуюся войну в смятении чувств. Но вместе с английским автором из истории о детективе окончательно ушла детективная составляющая: фильм умело переводят из одного жанра в другой, их смешивают и встряхивают, но если нам с самого начала понятно, что пестрая лента — это змея, разве можно избежать разочарования?
Что касается обширного второго плана картины, то здесь, кроме Джуда Лоу, талант которого, как несложно убедиться, чересчур зависит от настроения хозяина, есть еще несколько любопытных персон. В первую очередь это британец Стивен Фрай в роли Майкрофта Холмса — милая, но неуклюжая попытка Гая Ричи уравновесить юмористическую составляющую проекта, до этого слишком уж ориентированную на Дауни. Фрай — настолько же гений, насколько и сноб, гениально скрывающий свой снобизм, и добиться от него податливости воска режиссер не сумел. И все-таки это одно из самых удачных приобретений картины.
Профессора Мориарти — Гай Ричи вместе со сценаристами решил не придавать ему ореола человека-загадки международного масштаба, оставив только парадоксальное стремление во что бы то ни стало развязать войну — сыграл малоизвестный Джаред Харрис. То есть как малоизвестный: не так давно он играл вместе с Питтом в «Загадочной истории Бенджамина Баттона», и вообще фильмография актера достойна уважения, разве что роли в ней сплошь не главные. Выбор создателей сиквела при такой конкуренции пал на него, скорее всего, чтобы не отвлекать нас от парочки главных героев еще одной знаменитостью. Впрочем, сам образ Мориарти от этого нисколько не проиграл: свое дело Харрис знает, и, судя по интервью, Ричи остался им доволен.
Все остальные — куда менее заметные фигуры на этой доске, и разменивает их рука игрока безжалостно. Шахматные ассоциации вообще надолго остаются ощутимыми после просмотра «Игры теней»: даже понимание того, что мы все это уже видели (я, к примеру, сразу вспоминаю «Твин Пикс»), не мешает воспринимать два параллельно идущих сражения как удачную находку.
К сюжету вообще мало нареканий, кроме того, о котором я уже говорил: проанализировав отзывы о первой части сериала, авторы явно сделали все необходимые выводы и убрали большинство поводов для зрительской скуки.Почему после этой операции вторая часть все равно остается скучной — лично для меня загадка почище «пляшущих человечков». Пулеметы грохочут, страны меняются, погибают члены королевских семей, а Ватсон и вовсе женат, но всю дорогу хочется зевнуть: может быть, из-за опостылевшего Хауса, чтоб ему неладно, а может, потому, что создатели фильма попытались в работе над ним применить противоположную холмсовской методику индукции. А в результате получилось, что из их частного никак не хочет складываться общее. Элементарно, проще говоря.
А мне фильм понравился. Особенно если сравнить с тем сериалом, который транслирует сейчас Первый канал. Гай Ричи остался куда ближе к оригиналу. Он, в отличие от того, кто снимал ТВ-версию, ограничился всего парой намеков на более тесные, нежели просто дружеские связи в паре Холмс-Уотсон. И не стал давать героям сотовых телефонов и прочих примет 21-го века. Хотя с оружием, которое стреляло в фильме (говорят знатоки) время Холмса Ричи очень опередил. И с жанром поступил гуманно — Конан Дойл тоже ведь писал для развлечения почтенной публики. Другой вопрос, что публика сейчас развлекается иначе, чем век назад. Так что фильм с задачей справился — это и сборы подтверждают. И дедукция, хоть между делом, но осталась. Масленникова и Холмса-Ливанова не трогаем, это классика!
— Анна Зайцева