«Дайте нам нормальный закон о частном здравоохранении».«Дайте нам нормальный закон о частном здравоохранении».

Хамство в анамнезе

Эта неприятная история произошла со мной восемь лет назад в одной из поликлиник Благовещенска. Она и стала отправной точкой всего ток-шоу.

Как-то я попала к терапевту с высокой температурой. Поставив диагноз ОРВИ, врач отправила меня на анализ крови. Я, до этого бывавшая в поликлиниках только в детстве и только с мамой, отстояла огромную очередь в кабинет забора крови, а когда вошла, выяснилось, что не взяла талончик. Ну не знала, не додумалась. И предложила занести его позже, после того, как сдам кровь. Но медработник грубо вытолкала меня из кабинета. Причем напоследок толкнула так, что я собой открыла дверь, пролетела небольшой коридорчик и, ударившись о стену, рухнула на пол. Без единой эмоции на лице женщина в белом халате захлопнула за мной дверь.

Бабушки в очереди заохали: «Деточка, беги к заведующей, мы все подтвердим». Главную даму медучреждения я прождала больше часа. А когда, давясь слезами, поведала ей эту ужасающую историю, она на полном серьезе заявила: «Да вы знаете, сколько вас, пациентов, в день приходится обслуживать!?» — «Ну она же врач, она не имеет права», — пыталась поспорить я… — «Она не врач, — пресекла заведующая, — она медсестра».

В общем, не дождалась я тогда извинений. И раз и навсегда отказалась от походов в государственные поликлиники. В частных медцентрах и отношение к пациентам другое, и нет изматывающих очередей.

Оборудование современное — тот же палец прокалывают не металлическим «пером», а тонюсенькой иголочкой, да и фразы «ваша очередь на УЗИ через месяц» не услышишь. Плюс — на прием можно записаться в удобное время.

Врач-киборг

— Как врач и администратор я понимаю, что такие грубые нарушения этики не красят медицинский коллектив, — вступила в обсуждение проблемы заместитель главного врача третьей поликлиники Благовещенска Ольга Тимошенко. — С такими сотрудниками мы ведем беседы, наказываем — они лишаются стимулирующих выплат. Но понимаете, у нас нет других врачей. За последние четыре года, что я работаю в третьей поликлинике, к нам не пришел ни один выпускник АГМА. Я врач с 30-летним стажем, и плохих медработников встречала очень мало. А вот задерганных, загруженных теми непосильными обязанностями, которые сегодня выполняет врач, — каждый день.

По словам Ольги Петровны, врач обязан в 12—20 минут, отведенных на прием, решить проблему диагностики, экспертизы, лечения. «У него ни на минуту не отключается мыслительный процесс, — говорит Ольга Тимошенко. — И я начинаю говорить о враче уже как о каком-то киборге или биороботе».

— В платных клиниках та же ситуация, и прием длится столько же. Но отношение к пациенту другое, — справедливо заметили ведущие ток-шоу Александр Воронин и Алена Рябова.

— Мы постоянно поднимаем вопрос этики. А на последнем общественном совете по улучшению медицинского обслуживания жителями Благовещенска было принято решение прописать в коллективном договоре, который заключается с врачом, строгое и неукоснительное выполнение этических норм, — поделилась новостью врач.

Кусочная медицина

Одна из самых наболевших на сегодня проблем — то, что частное здравоохранение законодательно не определено, считает депутат Заксобрания области, онколог Ольга Викторовна Лысенко. И врач, работающий в госучреждении, несет гораздо больший груз ответственности, в том числе юридической, за оказываемую помощь.

— Опыт показывает — что там, где платят, не всегда предоставляют качественную услугу. А по поводу оборудования надо отметить, что в последнее время оснащение государственных лечебно-профилактических учреждений стало даже лучше, чем частных. Возьмите новый перинатальный центр — там делают все, вплоть до генетических анализов и диагностики врожденных аномалий развития. И бесплатно! Но тем не менее больные, имея группу риска, идут по кругу и в итоге в тяжелом состоянии попадают все-таки в бесплатную больницу, — восклицает Ольга Викторовна. — Причем в Амурской области частное здравоохранение носит «кусочный» характер. Частники забрали лишь маленький спектр диагностических услуг. Нет замкнутого цикла «диагностика — лечение — реабилитация пациента». Все это есть только в системе госучреждений.

Спасение от смерти

И действительно, при всех плюсах платной медицины и минусах бесплатной, когда человеку по-настоящему тяжело, помочь ему могут только в государственной клинике.

— Так получилось в жизни, что 8 лет назад меня сломил страшный недуг — аневризма, — рассказывает благовещенец Андрей Чечерс. — И только благодаря нейрохирургу Амурской областной клинической больницы Эдуарду Хасаншину я сейчас перед вами. Он вовремя, по симптомам определив мое состояние, отправил меня на МРТ. Диагностировали аневризму. Операция длилась шесть часов. Никто не знал, останусь ли я нормальным человеком и выживу ли вообще. Об этом сразу предупредили моих родителей, жену… Но благодаря мастерству врача и его коллег, тому, что у них талант от бога, я остался жить, причем полноценным человеком. А три года назад у меня родился замечательный сынишка.

А вот жительница областного центра Вера Беликова по-своему решила проблемы здоровья. Она вообще отказалась от традиционной медицины и занимается самолечением.

— Задачи нас научили решать еще в первом классе, и поэтому я разными способами сама справляюсь со своими проблемками. Обычная медицина может снять симптом, но решить проблему не в состоянии, — говорит женщина. — Мне предлагали операцию. Я отказалась и чувствую себя хорошо. Использую знания, которые получила на оздоровительных курсах по системе Норбекова, и энергию камней и минералов. По выходным купаюсь в проруби, применяю медитативные упражнения.

Мнение из зала

Живости ток-шоу придал зритель, предложивший свою формулу качественного оказания медицинских услуг.

— Бесплатная медицина — это просто условность. Мы все равно платим — из своих налогов. Так, может, справедливо будет составлять договор между пациентом и врачом. Не понравилось мне лечение — не принимаю акт выполненных работ. И врач получил штраф. А за что я плачу налоги?

— А кто проверит — качественно и в полной ли мере вам оказали услугу? — задает встречный вопрос замглавврача третьей благовещенской поликлиники. — Не нужно изобретать велосипед, — говорит Ольга Тимошенко. — Когда вы приходите в госучреждение, у вас на руках есть медицинский полис, который вы заключили со страховой компанией. Она является вашим гарантом, и пациент, если с чем-то не согласен, вправе подать на медучреждение жалобу. Нас раз в полгода проверяет Дальмедстрах, если нужно — проводит расследование. И штрафует, и мы возвращаем средства пациентам. За прошлый год наша поликлиника в 20 случаях вернула деньги пациентам. А сколько некачественных услуг оказано в частных клиниках?

Действительно, сегодня коммерческое здравоохранение абсолютно не прозрачно. И не редки случаи гипердиагностики — когда больному навязывают консультации других врачей и ненужные анализы, манипуляции, только для того, чтобы пациент оставил в кассе больше денег.

— Дайте нам нормальный закон о частном здравоохранении. И тогда у нас не будет этой нездоровой конкуренции. И частные, и государственные клиники могут сосуществовать. Нужно лишь привести в порядок и ответственность, и индикаторные показатели деятельности всех ЛПУ.