Серебряный крест на грудь амурского летчика прикрепил лично Дмитрий Медведев.
Из Москвы летчика и его супругу встречали как положено — с цветами и подарками. По словам исполняющей обязанности начальника Амурской авиабазы Елены Журавлевой, поступок, который прошлым летом совершили командир экипажа Владимир Котенко и второй пилот Андрей Мусияченко, безусловно, заслуживает поощрения. После отказа двигателя Ан-2 в горах Зейского района экипаж не потерял самообладание. Когда самолет начал терять высоту и стало очевидно, что до равнины он не дотянет, командир принял единственно верное решение — садиться посреди тайги на узкий берег горной реки Гилюй. Итог сложнейшего маневра — 11 спасенных жизней, притом что ни один пассажир не получил даже царапины. Сам начальник экипажа имеет особое мнение по поводу награждения орденом.
— Честно говоря, на награду не рассчитывал. А за что? Я просто делал свою работу, ничего геройского не совершил, — недоумевает Владимир Котенко. — У нас каждые три месяца проходят тренировки на самолетах, регулярно отрабатываем отказ двигателя и другие нештатные ситуации. Как научили, так и делал.
Получение государственной награды летчик сравнил с госэкзаменом — «только во много раз волнительнее». Забавно, когда такие аналогии приводит человек, который смог сохранить самообладание при посадке «кукурузника» с отказавшим двигателем на берег горной реки. Впрочем, с чувством юмора у Владимира Анатольевича все в порядке.
Когда его попросили показать награду, он с серьезным лицом объяснил, что орден забрали в Москве — для музея. Пошутив, он залез в походную сумку и с удовольствием предъявил фотокорреспондентам серебряный крест.
Как рассказал АП заместитель начальника авиабазы командир авиационного отряда Владимир Круглик, случай с аварийным рейсом «Зея — Бомнак — Зея» действительно неординарный. Однако в подобные ситуации пилоты нашей авиабазы уже попадали. В 2002 году Ан-2 выполнял такой же пассажирский рейс из Зеи. Через пять минут после взлета у него стала падать мощность, возникли проблемы с двигателем. Понимая, что вернуться уже не получится, командиру пришлось выбрать площадку и аварийно садиться. В 2004 году во время пассажирского перелета «Благовещенск — Экимчан» тоже возникли проблемы — не долетая Свободного, у «кукурузника» отказал двигатель. Самолет сел в поле.
— Нужно иметь самообладание и огромную выдержку, чтобы благополучно приземлиться в таежных условиях. Такие ситуации говорят о том, что наши пилоты хорошо подготовлены, — поделился Владимир Олегович. — За 15 лет таких случаев было три, и во всех трех трагических последствий удалось избежать. Ежегодно пилоты проходят специальную подготовку — обучаются на тренажерах, моделируют отказ двигателя и так далее. Возможно, кому-то из пилотов эти знания не нужно будет применять на практике, но они должны быть готовы к авариям.
Мало кто знает, что подобную подготовку проходят абсолютно все члены экипажа воздушного судна — например, бортпроводники, которые обычно ассоциируются с разносом кофе и чая. На самом деле основная функция бортпроводника — правильно организовать эвакуацию пассажиров в аварийной ситуации.
Что касается Владимира Котенко и Андрея Мусияченко, то о профессионализме этого экипажа говорит еще и тот факт, что уже через пару дней после аварийной посадки они снова сели за штурвалы. Прошлым летом в области была непростая ситуация с лесными пожарами, поэтому каждый экипаж Амурской авиабазы был на вес золота.
К слову, второй пилот Андрей Мусияченко, который указом президента также награжден орденом Мужества, свою награду пока не получил. Летчик находится в отпуске за пределами страны, поэтому заслуженный орден ему пришлют, когда он вернется в Благовещенск.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии