• Наш земляк выбирал лучшую амурчанку в составе жюри. ФОто: Андрей Оглезнев
  • «Перехожу на новое амплуа. В «Казаках» — образ интеллигента начала XX века». / kino-teatr.ru

О славе

— Александр Анатольевич, вслед за тем, как Москва распахнула свои объятия, к вам пришла слава. Известность голову не вскружила?

— В 1989 году вышел фильм «Беспредел», где я сыграл зэка Пархатого. Каждый житель Шимановска сходил на эту картину. Мои старшие братья-близнецы сидели на первом ряду и весь фильм кричали: «Братишка». Но на следующий день я не проснулся звездой. Не было такого ощущения. А потом наступили лихие 90-е годы: разруха, передел собственности. Кино не снималось, многие артисты оказались не у дел. С одной стороны, такая пауза меня закалила, предотвратила от звездной болезни и вытекающих за ней последствий — когда быстро взлетаешь, больней падать. Есть восточная мудрость: «Мы все время завидуем тем, кто идет впереди нас. Но посмотрите на тех, кто следует за нами». Мои успехи, даже маленькие, ценны и дороги. 

Я горжусь двумя моментами. Много лет назад я улетал из Самары, в аэропорту находились ребята из Чечни. Они подошли и сказали: «Спасибо, ты наш, настоящий!» Второй раз я возил свой фильм на фестиваль в Смоленск, зашел в храм (я человек не набожный, но люблю побродить по святым местам). Женщина с мужчиной поставили свечи, поворачиваются ко мне и говорят: «Сюда приходим и поклоняемся Богу, а дома включаем телевизор и поклоняемся вам». Это звучало так искренне и чисто, и я понял, что в жизни сделал что-то правильное. К славе надо относиться спокойно.

Таксист и контрабандист

— Кстати, о 90-х годах. Тогда многие артисты уходили из театра, работали сторожами, рабочими. Выживали. Вы же преуспели в бизнесе — чем занимались?

— Я со старшим братом Юрой изготавливал мебель. Юра окончил ваш педколледж, художественно-графическое отделение. Он уникальный мастер-краснодеревщик, а во мне есть хорошая администраторская жилка. Когда Олег Табаков создавал свой театр, то предлагал мне директорское кресло. Я отказался — хотел на сцене играть. С Юрой мы создали мебельный цех и преуспели. На предприятии работало 20 человек, когда везде люди по полгода не получали зарплату, мы своим хорошо платили. Как-то наши сотрудники в канун Нового года получили по тысяче долларов, каждому вручили по пакету с шампанским, фруктами. Люди приходят домой, а жены, которые их все время пилили за то, что те день и ночь работают, заявили: «Идите в цех обратно!» Еще я иностранные машины перегонял из Белоруссии в Москву. За одну поездку получал по 100 долларов — это были хорошие деньги. Все отдавал в семью. Был и контрабандистом (смеется). Сейчас это называется «бизнесмен». Я был советником по культуре посольства Крыма. И в специальных магазинах для дипломатического корпуса брал виски по 200 рублей, а в киоск сдавал по тысяче. Но когда кино и театр стали потихоньку возрождаться, бросил все. Хотя, если честно, было трудно отрываться от такого стабильного заработка.

— Сегодня вы очень востребованный человек: играете в театре, ставите спектакли, снимаетесь в кино, снимаете свое кино. Поделитесь планами на будущее.

— Я уже два года не играю на сцене. У меня своя кинокомпания, мне интереснее снимать кино и преподавать. Новых идей много, график расписан на два с половиной года. Но вопрос упирается в деньги. Ты хочешь создать лирическую комедию, а деньги охотней дают на чернуху. В будущем выйдет интересный проект, который связан с Байкалом. С Первым каналом идут переговоры о съемках фильма «Невесты ХХ века». Это потрясающая история, которая начинается с выпускного бала 1940 года, а заканчивается в 1945-м. Там так лихо закручены повороты судьбы: свои предают, чужие спасают. Все отношения идут через любовь. Возможно, главную роль сыграет Сергей Безруков. Недавно я закончил съемки фильма — замахнулся почти на «Тихий Дон». Пока рабочее название картины «Казаки. История любви». Она будет идти на канале «Россия-1» ближе к Новому году. Обещаю, будете и плакать, и смеяться.

Август 1991-го

— Ваш фильм «Ельцин. Три дня в августе» стал единственным российским документальным фильмом, который показали на международном фестивале в Монте-Карло. Интересны политические эпизоды, достоверность сюжета, неоднозначность героев. Как работали над столь сложным психологическим и политическим материалом?

— В августе 1991 года мы с театром Табакова были на гастролях. Я не был очевидцем тех роковых событий, поэтому над материалами работал долго и скрупулезно. Общался с Наиной Ельциной и детьми. Многие факты перепроверял и корректировал, хотел во всем разобраться лично, поэтому ковырялся, перебирая документальную хронику в Госфильмофонде. Кадры допроса председателя КГБ Крючкова в «Матросской тишине» произвели чудовищное впечатление. То кровопролитие, которое произошло в тоннеле, пытались приписать этому человеку. Тогда погибло четверо ребят. По глупости. Это был внутренний бунт против системы. Народ кипел от негодования, перегородил тоннель. С тех пор прошло 20 лет. Факты причастности Крючкова к этому событию не подтвердились. Я не имел права без доказательств вешать собак на ни в чем неповинных людей. И Ельцин у меня другой: растерянный, мучающийся… Вообще любой исторический фильм делается так, чтобы после просмотра у каждого думающего человека была своя точка зрения.

«Не устаю трудиться» 

— Как вас на все хватает, откуда энергия?

— Когда занимаешься любимым делом, не устаешь. Ведь работаешь для души, а не из-под палки. Наверное, я не умею отдыхать. Вернее, я отдыхаю, когда работаю. Мой отец был таким же. Как-то мы с ним поехали на поезде из Шимановска в Москву. Через два дня папа стал ходить по вагону, маяться: «Больше так не могу, у меня от безделья руки болят». Потом взял у проводника отвертки, пошел по вагону, стал ремонтировать розетки, еще что-то. Через три часа приходит и хвастается: «Вот это я отдохнул». В этом году моя семья проводила отпуск в Таиланде, я прилетел к сыну на неделю. Один день насладился морем, солнцем. На следующий — открыл айпад и сел за работу. Я без интернета как без рук.

— Александр Анатольевич, расскажите о своей семье. У вас молодая жена, актриса Дарья Калмыкова…

— Даша на двадцать лет младше. Табаков взял ее после училища в свой театр. Мы год были лишь друзьями — Даша хороший, чистый человек. Потом дружба переросла в любовь, мы поженились, родился сын. Даша — талантливая актриса, сейчас она много снимается, в том числе у меня. Я ее попробовал в «Братанах» сразу на двух сестер. Она только парики меняла. Канал утвердил ее на обе роли, не зная, что их играет одна и та же актриса.

— Вы деспот на съемочной площадке?

— Вот Дмитрия Назарова я обесцветил на роль Ельцина (смеется). Другим усы с бородой наклеиваю. Я славлюсь тем, что одного-двух человек с проекта выгоняю. Вы же сюда пришли работать, а не мне бесплатно дачу строить. Надо уметь дифференцировать причинно-родственные связи. Этому меня еще Табаков научил. В его колледже нет ни одного блатного — только настоящие таланты. Как-то у меня старший сын подрабатывал, но опоздал на съемку. Я распорядился, чтобы его оштрафовали. А директору наказал: еще раз опоздает, может на работу не приходить. 

— У ведущего программы «Сельский час» есть свой участок?

— Огород не сажаю, для этого есть рынок. Наша дача находится под Звенигородом, в живописном месте, где начинается Москва-река. Сельхозугодья — это колоссальный труд. Помню, как мы в Шимановске в детстве огород пололи, поливали. Сегодня я приезжаю на дачу за лето один раз, да и то с ребенком пообщаться. Какая уж тут может быть картошка? 

— Ну а дома что своими руками делаете?

— Всю мужскую работу делаю сам. Лампочку поменять, проводку провести, сантехнику починить — десятиминутное дело. Это не тема для разговора или повод для скандала. А еще я люблю готовить. (Рецепты от Александра Мохова читайте в следующих выпусках и на сайте АП.) 

Голая правда от Фарады

— Раньше я много лет играл в футбол, у нас даже была своя актерская команда, — рассказал Александр Мохов. — Со мной мяч гоняли многие артисты, в том числе Геннадий Хазанов и Семен Фарада. Мы ездили по городам, проводили матчи с представителями администраций, силовиками, паралимпийцами и профессиональными футбольными командами. Как-то приехали на Волгу, отыграли матч, а ночью пошли купаться и погулять компанией. В два часа ночи слышим душераздирающий крик. Подбегаем — сидит девушка в воде, вся белая. Рассказывает: «Плыву на лодке, и вдруг из воды, как дракон, появляется голова Фарады и говорит: «Привет!» Потом ныряет обратно, сверкая голой задницей». Такая вот история! Но после того как у меня вырезали оба мениска, о футболе пришлось забыть. Сейчас играю в бильярд. В нашей команде играют Николай Расторгуев, Дмитрий Харатьян, Леонид Ярмольник, Владимир Жириновский и Геннадий Зюганов. Замечательным игроком был и покойный Александр Пороховщиков. Приходит и старший Ширвиндт, но он больше шутит.

КСТАТИ

17 ноября в Иркутском театральном училище пройдет отбор детей для театрального колледжа Олега Табакова. Оценивать юные дарования будет Александр Мохов. По традиции на прослушивание приезжают ребята из Новосибирска, Омска, Якутии. Попасть на просмотр к Мохову могут и амурские таланты, которые в этом году заканчивают девятый класс. Для прослушивания необходимо прочитать стих, отрывок из басни, отрывок из прозы.

Возрастная категория материалов: 18+