Тонкая работа

— Александр Владимирович, система ДОСААФ — одна из старейших. Чем вы занимаетесь сегодня? 

— В 90-х многое потеряли, но выжили благодаря оптимистам. Сейчас наше региональное отделение признано лучшим на Дальнем Востоке. Как и прежде, занимаемся подготовкой молодежи к армии: 

обучаем механиков-водителей артиллерийских тягачей, водителей автотранспорта. Кстати, военных водителей-крановщиков, кроме нас, на Дальнем Востоке больше нигде не готовят. Это не те специалисты, что перекладывают строительные плиты, — наши выпускники идут в ракетные войска стратегического назначения, поднимают боеголовки или на флоте с торпедами дело имеют. То есть работа достаточно ювелирная, тонкая, точечная. Также выпускаем связистов для Тихоокеанского флота, помимо этого, занимаемся военно-патриотической работой, развиваем спортивно-технические виды спорта.

К сожалению, получить бесплатную профессию у нас не каждый может и не каждый хочет. Направление в ДОСААФ дает военкомат. Но парадокс ситуации в том, что молодые люди зачастую недопонимают своего шанса: бесплатно все, вплоть до проживания, однако часть ребят уходит. Считают, что лучше оставшееся до армии время попить пива, погулять. 

— Есть мнение, что череда последних авиакатастроф связана с резким ухудшением первоначальной подготовки летчиков. ДОСААФ готовит будущих пилотов?

— Значение первичной подготовки летчиков действительно трудно переоценить. Трижды Герои Советского Союза Покрышкин и Кожедуб выходцы из ОСОАВИАХИМа. Перед Великой Отечественной через организацию прошел каждый третий Герой СССР и каждый второй дважды Герой СССР. Не буду скрывать: Амурский аэроклуб сегодня — это самое сложное из наших структурных подразделений. Содержать самолет весьма дорого. Здесь нужны определенные виды топлива, специфичное обслуживание, инженерно-технический персонал и так далее. И если за подготовку специалистов для вооруженных сил мы получаем деньги от Министерства обороны, то наша авиация полностью на хозрасчете. 

В советские времена мы целиком находились на гособеспечении. Картинги, мотоциклы, парашютная техника приходили вагонами, бесплатно поставлялись самолеты, и подготовку на них также оплачивало государство. Сейчас если выживаем, то лишь благодаря господдержке. За последние два года при содействии правительства Амурской области нам купили четыре самолета Ан-2. Опять же по договору с амурским минобразования проводим первоначальную подготовку среди воспитанников кадетского корпуса. Ребята летают, а в прошлом году двое из них даже смогли поступить в Ульяновское летное училище. Я считаю, что это уже показатель того, что ситуация выправляется. 

Не боятся ненормальные

— Александр Владимирович, вы руководитель федерации парашютного спорта. Насколько он доступен для населения?

— Сейчас прыжок начинающего парашютиста стоит 1800 рублей, включая обучение, укладку парашюта, то есть весь комплекс подготовки. Исходя из затрат такая цена минимально возможная и стараемся сдерживать ее до последнего. Допустим, у нас прыжок тандемом с инструктором 5 тысяч рублей стоит, в Коломне под Москвой он обходится уже в 8 тысяч. К сожалению, прыжки с парашютом — один из немногих видов деятельности, на котором мы можем что-то заработать. Это жизненная необходимость, отнюдь не приносящая большой прибыли.

— Вы сами часто с парашютом прыгаете? 

— Это уже болезнь, и к тому же работа, поэтому почти каждые выходные еду на аэродром. Одному хватает два-три прыжка, второй делает 16 и получает чувство удовлетворения от того, что смог испытать себя, а третий загорается, и тогда уже не остановить. Наши спортсмены сами копят деньги на покупку собственных парашютов. Вместе с прибором автоматического открывания один обходится под 100 тысяч рублей. Готовы даже на такие траты идти.

— Уже не страшно прыгать? 

— Конечно, страшно. Человек, который не боится прыгать с парашютом, — ненормальный. Поэтому максимальная концентрация, внимание, и каким бы ты ни был опытным и крутым, а в самолете все равны, потому что рискуют одинаково. Мы все задерганы жизнью, кругом нервозность, вечно куда-то спешим, проблемы… Зато в момент прыжка, особенно после того как купол раскрылся, человек сбрасывает весь накопленный негатив. Это очень сильное эмоциональное состояние. Не случайно все парашютисты — это жизнелюбивые и оптимистичные люди. 

 За всю мою бытность было два трагических случая, причем речь про опытных спортсменов. То есть, как правило, это выполнение сложных упражнений. Сами по себе парашюты очень надежны. Для новичков их укладывают опытные инструкторы. У нас в этом году всего один человек ногу сломал, да и тот воин-десантник. Причем такие неприятности опять же от эмоций. После открытия купола кричат в воздухе от переполняющих чувств и счастья, при этом совершенно забывают, что ноги нужно держать сведенными вместе, тогда нагрузка на них снижается. 

При хорошем здоровье и определенной психологической подготовке решиться на прыжок может абсолютно любой человек. У нас в этом году прыгал в тандеме девятилетний сын нашего инструктора. Мы в самолете сидим трясемся за него, а он совершенно спокойно вышел. Уже в воздухе за ним наблюдаем — мальчишка улыбается. Среди новичков у нас была 65-летняя женщина — не удивляйтесь, она всю жизнь об этом мечтала, но не имела возможности. И у нее то же самое — во время прыжка на лице улыбка. Все боятся прыгать с парашютом, но я не встречал человека, который пожалел бы о прыжке. 

Пищат, но выходят 

— У парашютистов есть профессиональные приметы, неписаные правила?

— В аэроклубе, а тем более на аэродроме должна быть хорошая психологическая атмосфера, поэтому под запретом любые анекдоты и дурацкие шутки. Вместо слова «последний» говорим «крайний», перворазникам советуем в ночь перед прыжком не грешить. Это примета такая — если погода портится, значит, кто-то гульнул. Есть свой кодекс этики — в случае угрозы другим людям парашютист должен уходить в сторону, даже если там грозит гибель. 

— Женщин среди заядлых парашютистов много?

— Есть, и они ни в чем не уступают мужчинам, а с новичками-женщинами работать даже легче. Они пищат, визжат, но выходят (прыгают. — Прим. «АП»). Зато мужики, бывает, станут колом… Но у нас есть своя методика: главное — чтобы новичок в самолет зашел (смеется). На самом деле многое от инструктора зависит. Он в момент первого прыжка для новичка роднее мамы, папы и всех близких людей, что, в общем-то, понятно. Поэтому инструкторы — это люди с особым складом характера. 

— Над городом во время праздников интересно прыгать? 

— Это самые тяжелые прыжки. Много потоков воздуха, масса препятствий, деревьев, проводов, домов, все это разной высоты. При этом ограниченная площадка приземления и громадное число людей, которых нельзя задеть. На этот прыжок мы берем только самых опытных, профессионально подготовленных парашютистов. Любая ошибка может привести к очень тяжелым последствиям.

Попал в небо смешно и случайно 

— Александр Владимирович, у вас в петлицах танковые эмблемы, но при этом за плечами свыше тысячи прыжков с парашютом…

— Попал смешно и случайно. В 91-м году перевелся служить в наше ДВОКУ, а мои курсанты увлекались парашютным спортом. Так как я за них отвечаю, то однажды зашел в аэроклуб посмотреть, чем они занимаются. Там инструкторы моего возраста, разговорились, как-то даже за столом одним отмечали чей-то день рождения. В разгар веселья они меня спросили: «Прыгать будешь?» У меня настроение уже соответствующее, поэтому ответил: «Буду!» И тут же забыл про этот разговор. Вдруг в воскресенье телефонный звонок: «Собирайся!» Я понять ничего не могу, а меня уже в подвесную систему засунули,  да и перед курсантами своими нельзя в грязь лицом ударить… Короче, прыгнул. Это было 30 апреля 1992 года, на всю жизнь этот день запомнил. И с тех пор пошло-поехало, я уже в первый год имел 49 прыжков с парашютом. Что характерно, я еще воспитанником суворовского училища мечтал поступить в Рязанское воздушно-десантное училище. Но там конкурс был 18 человек на место, да и отбор по росту я не проходил. Так что, можно сказать, своей мечты я добился.

1048 прыжков с парашютом имеет Александр Боржко.

85 лет отметил в этом году ДОСААФ России. Если вспомнить краткую историю, то сначала был знаменитый ОСОАВИАХИМ, потом название неоднократно менялось, но в конце концов вернулась всем привычная советская аббревиатура.

Возрастная категория материалов: 18+