Пока мы вчера разговаривали с Николаем Николаевичем, его сотовый почти не умолкал. Коллеги и силовики из других регионов спешили поздравить с новым назначением. «Добрый день, Виталий Николаевич. Спасибо за пожелания — они в самую точку. Всего хорошего», — поблагодарил теперь уже экс-замначальника регионального управления за звонок нашего бывшего земляка, а сегодня прокурора Хабаровского края Виталия Каплунова.
В числе силовиков, которые ушли из области на повышение, были сегодня уже покойный экс-прокурор Приамурья Вячеслав Сизов — он работал в Генпрокуратуре РФ, и бывший начальник Пограничного управления ФСБ России по Амурской области Николай Гусев. «Сейчас он уже генерал-лейтенант, возглавляет Погрануправление по Приморскому краю. Так что я там буду не один», — с улыбкой заметил Николай Афанасьев, который перед отъездом согласился по старой дружбе дать «Амурской правде» эксклюзивное интервью.
— Николай Николаевич, в последние годы слухов о вашем возможном назначении и переводе в другой регион ходило много. Вас уже не раз «провожали» то в Хабаровский край, то в Сибирь. Как говорится, дыма без огня не бывает.
— Слухи далеко не всегда соответствуют действительности. Но без них, наверное, скучно было бы жить (смеется. — Прим. АП). Повышения в должности я не просил. Но когда предложили — не стал отказываться. В нашей системе это не принято.
— Рады новому назначению?
— Если быть откровенным, пока трудно оценить, рад я этому или не очень. Владивосток город огромный, портовый, криминальная обстановка сложная. Скажу одно: работать я настроен однозначно.
— А вам приходилось ранее взаимодействовать с приморской полицией?
— Да, я много раз был в командировках в Приморье. И когда еще работал простым опером, и когда уже возглавлял областной уголовный розыск. Чаще всего поводом для таких командировок, конечно, было расследование тяжких и запутанных уголовных дел — по разбойным нападениям, грабежам, убийствам. В Приморье у меня немало друзей, с которыми я когда-то много лет вместе проработал. Регион в принципе мне хорошо знаком. К слову, службу в Вооруженных силах я проходил тоже в Приморском крае.
— А где именно служили и в каких войсках?
— Два года отдал морской пехоте. А часть наша дислоцировалась непосредственно во Владивостоке, в местечке, которое называлось 6-й километр. Последний раз во Владивостоке был два года назад, когда там вовсю шла подготовка к саммиту АТЭС. Город, конечно, за последние годы заметно вырос, похорошел.
— Но, увы, не стал безопаснее. Приморский край считается самым криминальным регионом Дальнего Востока. Мафиозный спрут проник во все властные и правовые системы. Скажите честно, идя на должность главы МВД края, опасаетесь подстав?
— Этого я не боюсь, но чувствую огромную ответственность. Не только перед руководством МВД России, которое возлагает на меня определенные надежды, и перед всеми людьми, кто меня знает, но и в первую очередь перед жителями Приморского края. Это серьезное испытание на прочность, и я к нему внутренне готов.
— Кого-то из местных профессионалов, проверенных службой и жизнью, хотели бы забрать с собой в Приморье, чтобы было на кого опереться, кому всецело доверять?
— Здесь одного желания мало. Конечно, мне хотелось бы забрать с собой кого-то из коллег и поставить на ключевые должности в приморском УМВД. Но там же люди работают, и надо в первую очередь опираться на местных профессионалов. Я думаю, мы, дальневосточники, найдем общий язык. По прибытии на место будет видно.
— Когда официально вступаете в новую должность?
— Пока еще точно не знаю. Жду указаний из центра, куда выезжать — сразу во Владивосток или же в Москву. Обычно в таких случаях (когда назначают на должность начальника областного или краевого управления внутренних дел) перед отбытием в новый регион сначала вызывают в центральный аппарат ведомства. Руководители главков должны провести со мной соответствующую работу — каждый по своему направлению.
— Понимаю: полная информация о реальной криминогенной обстановке в регионе, теневых экономических кланах, операции по борьбе с преступностью, разработка которых держится в строгом секрете… словом, профессиональные тайны.
— Вы правильно все понимаете. Обычно всегда было так. Как будет в этот раз, пока не знаю.
— Вы много лет были правой рукой генерала Фокина, затем генерала Аксенова. Кто заменит вас на посту первого зама? Кандидатура обсуждалась?
— Обсуждалась, но я не могу об этом говорить. Николай Николаевич уже вернулся из Москвы, где был на коллегии МВД РФ. В скором времени он назовет кандидатуру первого зама.
— С каким сердцем уезжаете из Амурской области?
— Сказать, что с легким, не могу. Здесь я вырос, здесь прожита большая часть моей жизни, здесь я стал тем, кем стал. Помните, вы у меня как-то брали интервью и очень удивились, когда я сказал, что у нас никогда не было «воров в законе». Одна из причин в том, что в Амурской области испокон веков был сильный уголовный розыск. Он и остается таким. Поэтому в нашей области сохраняется стабильная оперативная обстановка, а Благовещенск считается самым безопасным городом Дальнего Востока.
Я благодарен той школе, тем традициям, которые всегда существовали в амурской милиции, а сегодня их продолжают настоящие профессионалы в полицейских погонах. Я горд, что моя судьба соприкасалась с судьбами этих людей. Мне их будет очень не хватать.
Досье
Карьеру Николай Афанасьев начинал в 1979 году постовым ППС, много лет отдал уголовному розыску, с 1990 года возглавлял областное УУР, а с 2004-го являлся замначальника УМВД. Награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, медалями «За отличную службу по охране общественного порядка», «За доблесть в службе», «За заслуги в управленческой деятельности» II степени, а также именным оружием.
Мне вот интересно откуда у ментов такая любовь к усам?) Да и сказать, что Владивосток -- город огромный как-то чересчур. Всего 600 тыщ населения. Огромный город — Москва — 15 миллионов.
— Амур (гость)