Такие случаи избирательного применения законодательства к предпринимателям встречаются сплошь и рядом, что ухудшает и без того нерадужные показатели экономического развития страны.
Чтобы улучшить инвестиционный климат и исправить судебные ошибки, инициативная группа с участием бизнес-омбудсмена России Бориса Титова разработала и предложила президенту Владимиру Путину проект амнистии для осужденных за экономические преступления. По официальным данным, сейчас по экономическим статьям УК в стране отбывают наказание 13,6 тысячи человек. Согласно проекту амнистии, на свободу выйдут больше половины из них. Как в Приамурье обстоят дела с экономическими преступлениями и преступниками и как сами представители бизнес-сообщества оценивают грядущую амнистию — читайте в этом материале.
То ли воля, то ли неволя
Согласно одному из первоначальных вариантов документа, под амнистию попадали 53 состава преступлений в экономической сфере. В их числе статьи о преднамеренном банкротстве, мошенничестве, причинении имущественного ущерба, незаконной банковской и предпринимательской деятельности, легализации, манипулировании рынком и уклонении от уплаты налогов. Владимир Путин назвал проект сырым, отметив, что его нужно проанализировать вместе с предпринимателями, экспертами и Генпрокуратурой. Разработчики настаивают на включении в амнистию осужденных за мошенничество (ст. 159 УК РФ), так как по этой статье проходит основная часть предпринимателей.
С поголовным освобождением осужденных за мошенничество не согласен глава амурского отделения Общественной организации малого и среднего бизнеса «Опора России» Сергей Давыдов.
— Всех стричь под одну гребенку тоже нельзя, — считает Сергей Анатольевич. — Нужно подходить к этому избирательно. Мошенники, которые нас обманывают, тоже экономические преступники. Статья одна, а ситуации разные. Бывает, человек действительно попал в тюрьму из-за рэкета, а есть настоящие бандиты. У нас много таких людей, кого осудили не за дело.
Статью о мошенничестве считает неоднозначной и генеральный директор ООО «Автопредприятие» Виктор Черемисин.
— У нас очень много действий могут быть расценены, как мошенничество. Это самая двусмысленная статья в кодексе, — подчеркивает предприниматель. — Но лучше выпустить 10 виновных, чем оставить в тюрьме 10 тысяч не заслуживающих наказания.
В проекте предполагается прописать, что амнистия распространится лишь на предпринимателей и наемных работников, совершивших преступления в связи со своей профессиональной деятельностью. От наказания могут быть освобождены (со снятием судимости) как заключенные, так и осужденные к наказаниям, не связанным с лишением свободы. По официальной информации, сейчас в колониях за экономические преступления находятся 13,6 тысячи человек, а всего за последние годы по экономическим статьям было осуждено около 240 тысяч человек. Вместе с тем, по данным движения «Бизнес-солидарность», в колониях и СИЗО находится около 300 тысяч бывших предпринимателей.
Также будут прекращены еще не расследованные и не рассмотренные судами уголовные дела по указанным в проекте статьям. Действие амнистии не будет распространяться на предпринимателей, осужденных повторно после помилования или амнистии и осужденных на срок более одного года за преступление, совершенное во время отбывания наказания.
Погасил убытки — и на свободу
Еще одним условием освобождения может стать возмещение убытков потерпевшим. Этот момент считает ключевым для амнистии директор семи управляющих компаний Благовещенска Антон Таран.
— Я — за амнистию, хотя бы уже для того, чтобы выпустили Олега Габу, который сейчас отбывает наказание за экономическое преступление. Такой человек на свободе принес бы гораздо больше пользы. Но к осужденным нужно подходить избирательно: если человек нанес ущерб государству или населению и не погасил его — как его можно амнистировать? Я недавно оплатил контейнеры в Ростове, а мне их не прислали — то есть полтора миллиона рублей я выкинул в окно. А человека, обманувшего меня, потом отпустят по амнистии. Неважно, сколько человек украл — миллион или пенсию у бабушки, его в любом случае нельзя выпускать. Отпустить можно тех, кто не нанес ущерба или погасил его. Возможность погашения ущерба — это реальный шанс для тех, кто сейчас отбывает наказание.
Сейчас Антон Таран — сам фигурант уголовного дела по ч. 1 статьи 201 УК РФ «Злоупотребление полномочиями, нанесшее существенный вред правам и законным интересам граждан или организаций», возбужденного осенью 2011 года. По версии следствия, директор «управляек» перечислил АКС деньги, собранные с жильцов, не по счетам за коммунальные услуги, а в качестве пени и налогов, начисленных на долг жильцов. Ущерб в деле не фигурирует. Максимальное наказание, которое ему грозит, — до 4 лет лишения свободы.
Лицом к бизнесменам
Эффект от амнистии ее инициаторы видят в улучшении инвестиционного климата в стране и исправлении ошибок, допущенных следствием и судами. «Если проект не заболтают и амнистия будет не декларативной, а реальной, то от нее будет толк. Но я в это мало верю, — скептически настроен Виктор Черемисин. — Все попытки либерализации законодательства о предпринимательстве приводят к тому, что оно только ужесточается. А государство из-за этого теряет огромные деньги. Амнистия пройдет, а законодательство останется таким же, и по нему можно будет продолжать хватать и сажать в тюрьмы».
Вместе с тем законодательство, касающееся экономических преступлений, за последние годы значительно смягчилось.
— В 2011 году в области выявлено всего 429 преступлений экономической направленности. В прошлом году — 276, — говорит начальник контроль-методического отдела следственного управления УМВД РФ по Амурской области Павел Бортновский. — Снижение на 36 процентов. В прошлом году в этой сфере выявлено 154 тяжких и особо тяжких преступления (наказание до 10 лет лишения свободы и выше), а в 2011 году было 263. Здесь снижение на 41 процент. Такая тенденция связана со смягчением законодательства — с конца 2011 года в ряде статей УК РФ изменился размер крупного и особо крупного ущерба, который, как правило, является причиной для возбуждения уголовного дела. Крупным ущербом раньше считалась сумма в 250 тысяч рублей, а стала сумма в 1,5 миллиона. Особо крупным ущербом теперь считаются 6 миллионов рублей, а был — один миллион. В связи с этим многие деяния перестали считаться преступлениями.
По данным УМВД, самые популярные виды преступлений — мошенничества (в 2012 году их выявили 71), а также присвоения и растраты (40 преступлений в прошлом году). Больше становится кредитных мошенничеств, мошенничеств по возврату НДС, финансовых пирамид, махинаций в сфере ЖКХ и исполнения госконтрактов. В полиции считают, что по грядущей амнистии освободят, скорее всего, тех, кто совершил незначительные преступления.
— Большая часть экономических преступлений второй раз не повторяется, то есть человек, как правило, совершает такое преступление однажды, — объясняет Павел Бортновский. — Такие преступники обычно не несут большой опасности для общества. Кроме того, часть подобных преступлений совершается без умысла либо по неосторожности.
Прокуратура: законы становятся мягче
К экономическим преступлениям относятся и деяния против собственности, а также против интересов службы в коммерческих или иных организациях. В последние годы принят ряд поправок в законодательство об экономических преступлениях. «В конце прошлого года в кодексе появились новые статьи, подразделяющие мошенничество по сферам, — говорит прокурор отдела по надзору за процессуальной и оперативно-разыскной деятельностью прокуратуры области Ирина Викрищук. — Раньше существовала одна статья — 159 УК РФ. Теперь есть отдельные статьи за мошенничество в сфере кредитования, при получении выплат, с использованием платежных карт, в сфере страхования, в сфере компьютерной информации, в сфере предпринимательства. Например, если раньше предприниматель по ч. 1 ст. 159 мог получить до 2 лет лишения свободы, то теперь за мошенничество в сфере предпринимательства ему грозит до 4 месяцев лишения свободы. Те, кто уже был осужден, могут обратиться в суд, чтобы привести приговор в соответствие с более мягким законодательством». Кроме того, были положительные изменения и в налоговом законодательстве: из суммы налогов, обязательной к выплате, убрали единый социальный налог и увеличили сам размер неуплаты налогов, который является основанием для возбуждения уголовного дела.
Защитник для предпринимателя
Пока в Приамурье нет своего уполномоченного по правам предпринимателей. В областном министерстве внешнеэкономических связей, туризма и предпринимательства уже подготовили проект областного закона о бизнес-омбудсмене, и сейчас он проходит согласование в правительстве. А тем временем бизнесмены обращаются за помощью к уполномоченному по правам человека в Амурской области Любови Хащевой.
— Но это скорее исключение, чем правило. В год к нам поступает примерно 3000 обращений, и лишь около 10 из них — от бизнесменов, — рассказывает амурский омбудсмен. — Были обращения по фактам нарушения налогового и земельного законодательства. Мы консультировали людей.
Сама по себе амнистия — хорошая инициатива, считает Любовь Сергеевна, но подходить к ней нужно внимательно — выпускать всех подряд нельзя, нужен индивидуальный подход.
Число осужденных в Приамурье за преступления в сфере экономики*
2009 год — 3 858
2010 год — 3 818
2011 год — 3 379
2012 год — 3 130
Число тех, кто получил реальные сроки за преступления в сфере экономики*
2009 год — 1 165
2010 год — 1 264
2011 год — 864
2012 год — 823
* преступления в сфере экономики — широкое понятие, которое включает в себя и экономические преступления, и преступления другого рода, например кражи.
104 преступления в экономической сфере выявили в Приамурье за первый квартал 2013 года.
48 человек отбывают наказание за экономические преступления в колониях области, по данным амурского УФСИН, в прошлом году их было 20.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии