• Первым авиарейсом из Берегового вывезли женщин и детей.

Окно в погоду

Время сбора — 20 минут, грузимся и вылетаем из Зеи в Береговой. Этот большой северный поселок оказался в блокаде еще несколько дней назад. Из-за высокого уровня воды в Гилюе перестал ходить паром, позже вода размыла сразу несколько участков автодороги в районный центр. Положение усугубилось непогодой, низкая облачность до самого обеда не давала вертолету вылететь. И вот долгожданное «окно». Хватаем сумки, аппаратуру, выдвигаемся на вертолетную площадку. Погода остается непредсказуемой, дорог каждый час. Среди пассажиров — глава Берегового Юрий Чапковский. По его словам, люди в поселке уже заждались.

— Муки на неделю осталось, прилавки в магазинах пустеют. Там ждут вылета в Зею человек тридцать. По-другому уже не выбраться, — отмечает Юрий Константинович. — Вертолет для нас — это вопрос жизнеобеспечения. Мы без него не сможем. Организовать перелеты — достаточно своевременное решение властей.

Прямо на вертолетную площадку выкатывают небольшой авторефрижератор, доверху груженный овощами, фруктами, картофелем. Несколько шустрых мужиков оперативно перетаскивают в нутро вертолета бесценный груз. Следом загружаются медикаменты, почта, какие-то бумаги.

Желающих вылететь этим рейсом человек десять — в основном молодежь. Студенты возвращаются с практики домой. Однако мест для всех не хватит. Часть людей остается на вертолетной площадке, благо обещан второй рейс.

— В течение полутора часов вернемся, — успокаивает молодых людей первый зампред правительства Амурской области Константин Чмаров.

Тут же садятся и взлетают другие винтокрылые. Всего в течение суток воздушная группировка заметно увеличилась. Основные пассажиры — жители Октябрьского, Берегового, Сиана, Амуро-Балтийска, Поляковского, Юбилейного, Рублевки и Ивановки. Последней досталось больше всех. Сюда же прибывают люди с 38-го километра трассы Зея — Тыгда. В этом промежутке главная магистраль, соединяющая северный райцентр с областью, сильно размыта. География стихийного бедствия в считаные дни охватила обширные территории района.

Многие пассажиры едут транзитом через Зею на курорты и вахты. В райцентре обустроено сразу несколько пунктов временного размещения, где можно выспаться, привести себя в порядок, бесплатно поесть горячего. Один из местных предпринимателей даже организовал сладкий стол для детей.

Первым рейсом — женщины и дети

Вылетаем. До Берегового максимум полчаса лета. Юрий Чапковский кивает в иллюминатор — Гилюй мрачен и полноводен, вода темно-коричневого цвета. С обеих сторон вертолета плотная пелена туч, лишь по курсу светлое солнечное пятно. Это и есть «окно», через которое летит помощь береговчанам.

На маленьком сельском аэродроме человек сорок. В самом населенном пункте большой воды нет, но людям нужно на большую землю по разным житейским проблемам. Кто-то в отпуск, кто-то — в больницу.

— За два рейса всех вывезем, — обещают летчики.

— Я уже завтра должен быть на вахте! Вы меня тут не оставите! — агрессивный поддатый мужик с большой дорожной сумкой нагло распихивает женщин и стариков, пытаясь прорваться к приземлившемуся вертолету.

— Первым рейсом — женщины и дети! — категорично отметает любые поползновения Константин Чмаров.

Наглый пассажир начинает накалять градус эмоций, его поддерживает некая женщина. В течение нескольких минут над посадочной площадкой стоит крик. При этом абсолютное большинство женщин сохраняет спокойствие, мужчины смотрят на возмутителей порядка с плохо скрываемым презрением. Обстановка нормализуется лишь после угрозы вызова полиции.

— Ко мне дочка с мужем и внучкой погостить приезжали. Вчера собрались домой в Благовещенск, а тут такая беда. Мы даже не ожидали, что так скоро улететь получится. По дороге не выбраться, там настоящий кошмар творится, — делится впечатлениями жительница Берегового Людмила Шишова.

Местные мужики открывают задние двери вертолета и методом цепочки отправляют в грузовик ящики, мешки, коробки и свертки с продуктами. Удивительное дело — никого не нужно уговаривать поработать на благо общества. Никто не знает, сколько еще времени жить Береговому в транспортной блокаде.

На обратном пути салон вертолета напоминает детский сад и семейный клуб одновременно. На скамейках вдоль бортов только женщины, дети и отцы многочисленных семейств. Лица людей постепенно оттаивают от тревоги, тут и там появляются улыбки. Одна из мам надевает карапузу на голову большие противошумовые наушники. Под мерный рев двигателя малышня быстро убаюкивается. На вертолетной площадке вновь рефрижератор с продуктами питания. «Окно» пока не закрылось.

Стоячая вода

После обеда вчерашнего дня стало известно об остановке роста уровня воды в реках Зейского района. Власти и спасатели не спешат доверять подобной благосклонности природы, поэтому все силы и средства находятся в постоянной готовности. По мере схода воды активизируются ремонтные работы на 38-м километре трассы Зея — Тыгда. Строители и дорожники подходят к проблемному участку с обеих сторон. Активная фаза работы продолжалась всю ночь.

— Нам главное — как можно быстрее восстановить размытое дорожное полотно. Усилия прилагаются на всех уровнях власти, включая министра транспорта Садовникова и главу районной администрации Андрея Сухомесова. Задействованы несколько единиц тяжелой строительной техники и самосвалы, — рассказал первый зампред правительства Амурской области Константин Чмаров.

 

К середине вчерашнего дня от сообщения были отрезаны поселки Береговой, Поляковский, Юбилейный, села Сиан, Амуро-Балтийск и Рублевка. Борт Ми-8 Амурской авиабазы переправил в населенные пункты продукты питания и медикаменты, доставив по пути жителей поселков Октябрьский и Береговой.

 

Возрастная категория материалов: 18+