Операция «Спасти утопающих»
Медицинский отряд специального назначения Западного военного округа, который базируется в подмосковном Подольске, приземлился в воскресенье на грузовых самолетах на аэродром «Украинка». В регион прибыли более 100 специалистов отряда. Из масштабов стихийного бедствия нашей области гости с запада смогли оценить только состояние дорог: путь из Серышевского района до Райчихинска на грузовиках занял несколько часов.
— 32 единицы транспорта шли одной колонной, — рассказал начальник медицинской службы Западного военного округа полковник медицинской службы Валерий Валевский. — Дороги очень серьезно подмыло, КамАЗы с грузом шли осторожно, приходилось останавливаться. Четыре раза в дороге нас заставал дождь, когда прибыли на место, снова пошел проливной дождь.
До прибытия медицинского отряда на площадке старого аэродрома Райчихинска обустроили палаточный лагерь две бригады 35-й армии из Белогорска: 50 палаток на 20 человек каждая, с раскладушками и постельными принадлежностями. В каждую провели свет, в некоторых установили телевизоры.
— Все палатки новые, поступили со складов для размещения эвакуированного населения, — отметил заместитель командира бригады по работе с личным составом подполковник Олег Федотов. — Мы собирались на плановые сборы, вместо них приехали сюда. Это те же учения, но с боевой «стрельбой» — реальной возможностью помочь людям.
Напротив палаточного лагеря установлена столовая для эвакуированных, а за ней раскинулся полевой госпиталь. За считаные часы 12 модулей, вес которых 6—8 тонн каждый, превратились в кабинеты врачей, операционные и перевязочные. За кабинетами расположились своеобразные корпуса — стационар на 50 коек. Столовая для больных отдельная, а на самом краю бывшей взлетно-посадочной полосы установлен передвижной хлебозавод.
Встречают по диагнозу
Медицинский отряд спецназначения недавно вернулся из Астраханской области — с нашумевшего полигона Ашулук, где проходила утилизация боеприпасов. Военные врачи провели там почти год. Весной отряд готовился к переброске во Францию, поэтому надписи на указателях, расставленных на территории, сделаны на русском и французском языках. Как говорят военные, с гражданским населением им приходится работать нечасто.
Отличается больница под открытым небом организацией приема больных: диагноз здесь ставят раньше получения анализов, поступивших людей сразу делят на пострадавших и инфекционных. Для этого на входе в госпиталь их встречают две лаборатории.
— Аналогов передвижной санитарно-эпидемиологической лаборатории в стране нет, — заверил старший врач — специалист санитарно-эпидемиологического отделения капитан медицинской службы Антон Сальников. — Она предназначена для исследования воды, воздуха, рабочей зоны, продуктов и диагностики паразитарно-инфекционных заболеваний. Мы будем вести мониторинг питьевой воды, а также мониторинг инфекционных заболеваний, чтобы не допустить вспышки среди гражданского населения. Для этого лаборатория стоит на въезде: если мы заподозрим, что человек болен, например, дизентерией или менингитом, берем анализы, отсюда пациент направляется на помывку и в приемно-сортировочное отделение. Там врачи ставят предварительный диагноз и направляют больного в госпиталь или в изолятор.
Помывка людей, дезинфекция одежды и постельного белья проводятся в специальном отделении — это баня, которая развертывается как палатка с надувными частями, рядом с ней расположен грузовик, начиненный оборудованием. Генератор вырабатывает электричество, котел нагревает воду и подает ее в душевые кабины.
Перед своеобразным приемным отделением нас встречает колокол — в него звонят при наплыве пациентов. По словам Валерия Валевского, который еще до работы в медицинском отряде прошел первую чеченскую кампания, в военное время звонили в рельс, теперь его сменил современный собрат.
— Мы можем принимать 250 человек в сутки, — рассказывает Валерий Валевский. — В составе госпиталя есть две лаборатории, реанимационное отделение, две операционные, кабинет УЗИ и рентгенодиагностики, развернули два госпитальных отделения и два изолятора — психоневрологический и инфекционный на 50 мест. Максимальная загрузка госпиталя — 100 человек. Он может существовать автономно 90 суток, у нас свои генераторы, спутниковая связь.
Преимущество — мобильность
Прежде всего госпиталь рассчитан на экстренные случаи — в ЧС это всевозможные травмы. В полевых условиях военные врачи могут не только поставить точный диагноз, но и провести операцию.
— Госпиталь позволяет оказывать квалифицированную хирургическую помощь. Это выполнение полостных операций на грудной и брюшной полостях, а также на конечностях. Здесь можно проводить мобилизацию переломов, остановку кровотечений, — рассказал начальник хирургического отделения медицинского отряда подполковник медицинской службы Виктор Мурашкин. — Например, человека придавило плитой, у него закрытая травма живота с повреждениями внутренних органов плюс брюшное кровотечение. Мы делаем УЗИ, операцию, затем прооперированный поступает в отделение реанимации. Здесь он находится до транспортировки в лечебное учреждение.
Как поясняют врачи, сохранить стерильность в полевых условиях помогают те же средства, что и на большой земле: обработка растворами, бактерицидные лампы, жаровые шкафы для инструментов. Кроме того, специальное покрытие модулей позволяет обрабатывать их внутри дезинфицирующим раствором.
— У нас две операционные бригады, мы разворачиваем перевязочную и операционную на два стола, при необходимости можем сделать две перевязочные или две операционные. То есть у нас мобильная взаимозаменяемость оборудования, — пояснил Виктор Мурашкин.
Полевая операционная оснащена так же, как обычная. Правда, ценят здесь не последние достижения в медтехнике, а мобильность аппаратуры.
— Аппарат искусственной вентиляции легких, дефибриллятор, мониторы, — показывает на оборудование старший ординатор отделения анестезиологии и реанимации капитан медслужбы Дмитрий Яшин. — Главное — не современность оборудования, а его приспособленность к работе в полевых условиях. Конечно, есть более современные аппараты, но транспортировка и уход за ними занимают много времени, а эти аппараты не требуют специального ухода, они более компактные.
Кстати, сами специалисты спят в модулях — на раскладушках и столах. «Зато комары не кусают», — улыбаются привыкшие к полевой жизни врачи. Главное преимущество госпиталя — его мобильность. В любое время отряд может собрать оборудование и отправиться в любую точку мира. А уж сколько человек придется принять и как долго придется жить в полевых условиях, никто из членов отряда не задумывается.
— В боевых условиях количество пациентов не считаем. Как написано в присяге врача — мы должны «не щадить своей жизни и здоровья», — говорит Валерий Валевский.
Почему выбрали Райчихинск
Для расположения палаточного лагеря и госпиталя Райчихинск выбран не случайно: на сегодня здесь благоприятная ситуация по наводнению, город находится на возвышенности, все близлежащие реки находятся в русле. Учитывали военные и местные власти и удобство взлетно-посадочной полосы бывшего аэродрома: рядом располагается больница, есть подъездные дороги, площадка асфальтирована, а значит, не требует дополнительной подготовки.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии