Тем более что новый закон об образовании, который вступил в силу с 1 сентября, расширяет роль родительского сообщества в жизни школы. Именно мамы и папы являются сегодня заказчиками образования своих дочек-сыночков.
Надеемся, что состоявшийся разговор, в котором приняли участие журналисты и сотрудники «Амурской правды», будет интересен и педагогам — как родительский взгляд на школу.
Перегрузки и репетиторы
Юлия Климычева, начальник отдела социальных проблем и культуры, мама шестиклассника Никиты:
— Уважаемые родители, у вас нет ощущения, что дети в школе перегружены?
Татьяна Пятыгина, маркетолог, мама выпускницы-2013 Ксении:
— Как мама выпускницы этого года, скажу, что 10—11-й классы мы прожили в очень напряженном ритме. Над детьми довлела предстоящая сдача ЕГЭ. Ребята, которые знали, куда хотят поступать, подтягивали нужные для поступления предметы. У них была очень большая школьная нагрузка — ежедневно по 6—7 уроков, да еще в субботу 5 уроков. После уроков практически все мчались по дополнительным занятиям. Например, моя дочь дополнительно занималась литературой, русским языком, математикой, рисованием. И, помимо этого, надо было готовиться к школьным урокам, делать домашние задания. Все это, естественно, сказывалось на здоровье, которое мы старались поддерживать как могли. У дочери был хронический недосып. В воскресенье она отсыпалась до обеда, и мы старались не нагружать ее домашними делами, давали возможность отдохнуть. Конечно, и в воскресенье она занималась, но это был единственный день без уроков и дополнительных занятий. Мой совет родителям: если точно знаете склонности ребенка, налегайте на эти предметы на средней ступени, не оставляйте подготовку на 10—11-й классы.
Олеся Мельникова, главный бухгалтер, мама восьмиклассника Вадима:
— Проблема в том, что в 10—11-м классах идет «натаскивание» на ЕГЭ. Многие родители говорят, что в старших классах знаний не дают, только тесты решают и тренируются. Поэтому тем, кому нужны более глубокие знания и кто хочет поступать в престижные вузы, приходится брать репетиторов. Это дополнительная нагрузка на детей, усталость, стрессы.
Татьяна Пятыгина:
— Перед нами на собрании выступала психолог и предлагала детям походить на тренинги по субботам, но это уже было невозможно — наши без пяти минут выпускники были перегружены и без того. Так что если у ребенка есть психологические проблемы или надо повысить стрессоустойчивость, лучше все это решить заранее, до 10-го класса. Потом будет не до этого.
Юлия Климычева:
— С выпускными классами понятно. Как, по-вашему, в среднем звене школа дает достаточно знаний или тоже приходится обращаться к помощи репетиторов?
Олеся Мельникова:
— Есть дети, которые все быстро схватывают на уроке, и им достаточно тех знаний, которые дают. Есть дети, которые не успевают. В нашем детстве их оставляли после уроков — дополнительно позаниматься. Сейчас учителя этого не делают либо очень неохотно на это идут. И тут родители сами смотрят — хватает ребенку урока или нужен репетитор.
Елена Соловьева, специалист по работе с клиентами, мама девятиклассницы Татьяны:
— Мы ходим к репетитору по английскому языку — у нас в школе уже шестой учитель меняется за четыре года, и требования у всех разные. Кто-то уделяет внимание чтению, кто-то — письменным работам, а в итоге приходится брать репетитора.
Варвара Сиянова, обозреватель отдела социальных проблем и культуры, мама семиклассницы Лизы:
— Меня волнует система профильного образования, которую в нашей гимназии ввели с 7-го класса. Родители выступили против, но это ничего не изменило. После начальной школы классы переформировали, в седьмом классе опять переформировали, и еще в 9-м это снова предстоит. Дети, как колода карт, — их постоянно перетасовывают. Они только успели сдружиться, почувствовать себя коллективом! Не считаю, что это правильно.
Добытчики информации
Ольга Шундрик, бухгалтер, мама восьмиклассницы Татьяны и третьеклассницы Юли:
— Сегодня родителям приходится учиться вместе с детьми. У нас в 3-м классе в рабочей тетради по окружающему миру одни картинки и вопросы, а в учебнике нет ни одного ответа. Где искать информацию? Да, детей учат самих добывать информацию, самостоятельно получать знания. Но в начальных классах добывать информацию приходится родителям, а ребенок просто сидит рядом.
Евгения Трубникова, специалист по работе с клиентами, мама третьеклассницы Ксении:
— Конечно, ребенок в 1—2-м классе еще не может выбирать в интернете нужные сведения. Он же просидит там полдня — пока с клавиатурой справится и прочитает, что даст поисковик. А бывает, что нужной информации и нет.
Татьяна Пятыгина:
— Мы учились без интернета, собирали гербарии, вели дневник наблюдений, отмечали каждый день прогноз погоды — солнышко или дождь рисовали. Это ежедневный труд, который приучал ребенка что-то делать изо дня в день. А сейчас все быстро — зашел в интернет, скачал.
Олеся Мельникова:
— У нас были рефераты, доклады, но их убрали, потому что все прекрасно понимают, как это делается. Все есть в интернете.
Андрей Анохин, спецкор, папа девятиклассника Дмитрия:
— Хочу выступить в защиту программы Занкова. У нас ребенок в 9-м классе, с 1-го класса он учился по занковской программе, которую все ругают. Мы тоже ее ругали, потому что начиная с 1-го класса все уроки делали втроем — я, жена и сын. Класса с пятого я начал замечать плюсы. Сравнивал ребенка с собой — у меня совершенно другой подход к решению домашних заданий. Учебник прочитал, на вопросы ответил, и все. Здесь сын сидит, чертит схемы, у него развиты нестандартное творческое мышление и аналитический склад ума. Во-вторых, эта программа повышает ответственность родителей. Они знают нагрузку, которая ложится на ребенка, принимают участие в подготовке ребенка. Мы класса до 7-го еще по инерции пытались сыну помогать, хотя он уже от помощи отмахивался. Когда классе в 8-м я понял, что с физикой у меня уже не так хорошо, только тогда я отстал.
Меняем парты, окна, линолеум
Елена Соловьева:
— Хорошо, когда родители на собраниях обсуждают школьные программы, успехи детей. А у нас в классе собрания — это сбор денег. Вход бесплатный — за выход по тысяче, что называется. Каждый раз нужно идти на собрание с кошельком.
Юлия Климычева:
— Но ведь мы собираем деньги, чтобы сделать что-то хорошее для своих детей, разве нет?
Татьяна Пятыгина:
— Согласна. Мы даже обновляли в своем кабинете парты, потому что девочка каждый день приходила из школы в порванных колготках. Хорошие парты — это осанка. Дома мы же покупаем удобные кровать, стол и стул, чтобы ребенку было комфортно. А в школе дети проводят большую часть времени. И если школа не может приобрести, то мы сами это сделаем для своих детей.
Елена Соловьева:
— Мы тоже регулярно делаем ремонт в классе, например пару лет назад сдавали по три тысячи на пластиковые окна. Но мы каждый год меняем кабинет, вот что напрягает!
Олеся Мельникова:
— Вообще, сейчас все решает родительский комитет. Учитель старается даже не касаться денег, которые собирают родители. Понятно, что у всех разные финансовые возможности, поэтому обязательно нужно приходить на родительские собрания и высказывать свою позицию. И потом, есть практика, что, если родитель не может помочь финансово, он всегда может поучаствовать личным трудом. Это все обсуждаемо, и это решает родительский комитет.
Где тот волшебный СанПиН?
Евгения Трубникова:
— Дочка в третьем классе, мы учимся во вторую смену. Дети приходят в школу после обеда. У них после первого и второго уроков перемены по 20 минут, на которых они обедают в школе. А потом две перемены по 5 минут, ребятишки ни в туалет не успевают сбегать, ни на физкультуру переодеться. Это сказывается на психологическом состоянии — ребенок боится опоздать на урок. В школе говорят, что все соответствует требованиям СанПиН. Можно ли где-то посмотреть эти нормы?
Юлия Климычева:
— У нас другая проблема, тоже связанная со второй сменой. Если в начальной школе у детей было организовано горячее питание, то в среднем звене его нет. Учеба во вторую смену начинается с 13.30, а школьная столовая закрывается в 15 часов. Получается, что шестиклассники, пообедав примерно в 12.30, приходят домой, если после шести уроков не задержат (а такое тоже бывает), в 18.30. Это притом что многие дети состоят на учете у гастроэнтеролога.
Вторая проблема, имеющая отношение к СанПиН, — тяжелый школьный портфель. Специально взвешивали ранец — его обычный ежедневный вес от 6 килограммов. Не понимаю, зачем по ряду предметов делают сдвоенные учебники за 5—6-й классы. Вот зачем? И рабочие тетради к ним тоже сдвоенные. И все это ребенок два года на себе носит. А еще — то коробку гуаши для рисования, то физкультурную форму, то на труды лобзик и фартук. Правда, сейчас мы оплатили локер — шкафчик, где можно оставлять свои вещи. Но все равно не понимаю, зачем так сильно перегружать детей физически. Предлагала сыну договориться с другом, чтобы у них был один учебник на парте, а не два — чтобы облегчить ранцы, но сын сказал, что им так не разрешают. При этом почти у половины класса сколиоз.
Евгения Трубникова:
— У нас в первом классе все необходимое для трудов и рисования было разложено по папочкам и хранилось в школе, но потом учитель раздала все домой, потому что в шкафах не стало хватать места. С другой стороны, родителям проще проследить за тем, чтобы в папке всегда были необходимые вещи. Тоже тяжелый ранец.
Андрей Оглезнев, фотокорреспондент, папа третьеклассницы Лизы:
— Пусть закаляются с детства. У нас тоже у дочки ранец тяжелый. Зато какие мускулы накачать можно за школьные годы! Никакие хулиганы нестрашны.
Андрей Анохин:
— У меня есть предложение, решающее эту проблему. Сегодня много говорится о переходе на электронные учебники. Пока их не ввели, можно сделать так, чтобы комплект бумажных учебников хранился в классе, а дома ребенок имел этот же учебник в электронном виде на ридере, планшете или ноутбуке. Открыл, прочитал, сделал домашнее задание. Кстати, это будет значительная экономия средств — можно закупать всего один комплект учебников для нескольких параллельных классов.
Учебники и дневники
Юлия Климычева:
— Кстати, у всех из присутствующих здесь бесплатные учебники?
Варвара Сиянова:
— Нам приходится из года в год покупать учебники. В пятом классе мы покупали весь комплект, это обошлось в несколько тысяч рублей. В шестом классе мы докупали несколько учебников. В этом году нас перевели на профильное обучение, и опять выяснилось, что учебников нет и надо закупать самим. В этом году потратили на учебники четыре тысячи рублей, только математика в 750 рублей обошлась. Причем половины учебников вообще нет. Мы искали и в Москве, и в Калининграде, и в Питере и не нашли. Кто-то где-то отдельно заказал, мы взяли, отксерокопировали и по этим копиям занимаемся.
А что делать? Учиться же надо.
Андрей Анохин:
— Еще одна проблема — исчезают школьные дневники. Бумажные дневники уходят в прошлое, а электронный дневник никак не приживется. Его ввели, но там выставляют оценки нерегулярно и не по всем предметам.
Юлия Климычева:
— У меня такое ощущение, что в электронный дневник выставляют оценки те учителя, чьи кабинеты ближе к школьному WiFi-роутеру. У них есть возможность быстрого доступа в интернет.
Варвара Сиянова:
— Нет, обычный дневник лучше! Он остается на память. У меня хранится дневник, где написано, что такая-то ученица «играла на уроке музыки, таясь, в карты». Это же семейная реликвия!
В какую сумму в год обходятся дети-школьники амурправдистам?
1 000—1 500 рублей — рабочие тетради к учебникам.
500—4 000 рублей — учебники.
500—1 000 рублей — текущие расходы класса (канцтовары, питьевая вода,
открытки именинникам и т. д.)
1 000—3 000 рублей — на ремонт школы и класса, замену окон, парт, линолеума, шкафов-купе.
1 000 часов, или почти 48 полных суток, проводит в школе среднестатистический ученик за один учебный год.
Наши предложения
Родительское собрание «Амурской правды» предлагает:
— Школьная форма нужна единая для всей школы. Когда один класс ходит в синем, второй в зеленом, третий в клетчатом, у детей, особенно в старших классах, возникает соблазн ходить в чем нравится.
— Медработник в школе должен находиться постоянно, а не только на период прививочного процесса.
— Нужно вернуть традицию, чтобы ученики сами мыли парты, делали уборку и мелкий косметический ремонт в своих классах. Тогда они будут любить и беречь свою школу.
— Учитель сегодня беззащитен. Если учитель требует от ученика выполнения школьных правил, он должен быть уверен, что это не обернется против него. Необходимо укрепить авторитет учителя.
Участники собрания
Андрей Анохин, спецкор, папа девятиклассника Дмитрия.
Юлия Климычева, начальник отдела социальных проблем и культуры, мама шестиклассника Никиты.
Олеся Мельникова, главный бухгалтер, мама восьмиклассника Вадима.
Андрей Оглезнев, фотокорреспондент, папа третьеклассницы Лизы.
Татьяна Пятыгина, маркетолог, мама выпускницы-2013 Ксении.
Варвара Сиянова, обозреватель отдела социальных проблем и культуры, мама семиклассницы Лизы.
Елена Соловьева, специалист по работе с клиентами, мама девятиклассницы Татьяны.
Евгения Трубникова, специалист по работе с клиентами, мама третьеклассницы Ксении.
Ольга Шундрик, бухгалтер, мама восьмиклассницы Татьяны и третьеклассницы Юли.
Уважаемые читатели, а с какими проблемами сталкиваетесь вы, как родители школьников? Расскажите нам об этом! Пишите на электронный адрес ampra@mail.ru или на адрес редакции.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии