Кадры для региона
— Андрей Долиевич, АмГУ выиграл крупнейший в своей истории грант суммой в 122 миллиона рублей, расскажите, как будут потрачены эти средства.
— На повышение качества подготовки кадров для тех отраслей промышленности, которые в регионе являются ключевыми. Мы выбрали две отрасли — электроэнергетику и горно-металлургическую отрасль. Нам удалось привлечь к софинансированию проекта семь ведущих компаний из этих отраслей. Со стороны энергетики нас поддержали ДРСК, «РусГидро», «Магистральные электросети Востока» и «Гидроэлектромонтаж». Из недропользователей нашими партнерами выступили ГК «Петропавловск», прииски «Хэргу» и «Соловьевский».
— Что станет итогом реализации проекта?
— Главное для нас — это модернизация лабораторной базы, на закупку оборудования будет потрачено 60 % средств гранта. Сейчас мы советуемся с нашими предприятиями-партнерами — на каком оборудовании, по их мнению, должны учиться наши студенты. Договорились, что мы не будем покупать учебные стенды, приобретем промышленное оборудование. В ближайшее время начнем объявлять конкурсы и тендеры. 43 миллиона рублей должны поступить к 15 ноября, и до конца года мы должны знать, как их потратить.
— Факультеты, которые получают такое финансовое вливание, пользуются популярностью у абитуриентов?
— Это не самые популярные факультеты. На энергетическом не самый высокий конкурс хотя бы потому, что государство выделяет нам 100 бюджетных мест. Они все заполняются, и выпускники потом трудоустраиваются. В ДРСК, например, работают около 450 наших выпускников. На Бурейской ГЭС выпускников АмГУ — 40 %. Для нас важно то, что выпускники востребованы.
— Новая база лабораторная будет использоваться только в учебных целях или вуз с ее помощью, например, сможет зарабатывать деньги?
— Мы заявили несколько программ повышения квалификации и переподготовки кадров. Наши компании-партнеры смогут повысить квалификацию своих сотрудников на нашей базе. Такого оборудования, которое мы скоро закупим, в других дальневосточных центрах пока не будет.
Школьный курс для первокурсников
— В этом году вы довольны итогами вступительной кампании?
— Итогами довольны, процессом не очень. В частности, огорчает, что средний балл ЕГЭ по математике в Амурской области — 36,1. Это три с минусом по пятибалльной шкале. У нас математика нужна на большинстве факультетов. Мы вынуждены первокурсникам читать заново курс по математике в объеме школьной программы, иначе невозможно двигаться дальше.
— Выпускники этого года столкнулись с ситуацией, что внебюджетное обучение по одним и тем же специальностям в амурских вузах оказалось дороже, чем в столичных. С чем это связано?
— Это решение не вузов, а Министерства образования и науки РФ. В этом году для нас впервые ввели районный коэффициент. В прошлом году министерство резко подняло стоимость обучения, без учета уровня жизни в регионах. А в этом году нам добавили региональный коэффициент, и действительно у нас стало еще дороже учиться, чем в центральных регионах. И мы это почувствовали — у нас в этом году внебюджетников на 35 % меньше, чем год назад.
Для лицеистов закупаем роботов
— Если говорить о повышении уровня абитуриентов — разве не для этого вы открыли свой лицей?
— Мы его еще не открыли. К сожалению, мы получили лицензию только в конце августа и решили открыть лицей с начала второй четверти. Сейчас идет запись будущих лицеистов, 1 ноября будет родительское собрание. Мы возьмем в этом году 8-е и 10-е классы. Лицензия у нас на обучение детей начиная с 5-го класса, постепенно мы к этому придем.
— Лицей будет платным?
— Да, родительская плата за обучение составит чуть больше 10 тысяч в месяц. Но мы хотим очень четко расписать иерархию финансовых привилегий. 10 % лучших ребят будут учиться бесплатно. 10 % следующих по успешности платят 50 %, и так далее. Победители олимпиад областного уровня получат льготы по оплате. Таким образом будем мотивировать лицеистов к отличной учебе. Мы понимаем, что у школьного образования своя специфика. Уже сейчас думаем, чем занять учеников вне уроков, создаем для них кружок робототехники, будем покупать наборы робототехники. Мы учимся у коллег — в Челябинске в лицее мне рассказали, что там до 11 вечера не могут отправить по домам школьников, они уже беспилотные аппараты делают.
— Каким образом вы привлекаете кадры в университет, помимо того, что им платят зарплату?
— Зарплатой тоже привлекаем — с 1 сентября она повысилась более чем в два раза в связи с майским 2012 года решением президента. Решается жилищная проблема — благодаря компании «Амурстрой» и Амурскому ипотечному агентству 17 человек купили себе квартиры за летний период. Во-первых, нам удалось договориться о приемлемой цене с застройщиком, во-вторых, Амурское ипотечное агентство нашло возможность дать ипотеку даже тем, кому банки отказывали из-за уровня их зарплаты. Вообще самое сложное для нас — удержать кадры на факультетах математики и информатики и на факультете энергетики. Там, где есть промышленность с высокими зарплатами, мы пока неконкурентоспособны.
Число студентов сокращается
— В прошлом году всем ректорам основательно попортил нервы мониторинг вузов. Что будет в этом году? Мониторинг остается?
— Буквально вчера результаты мониторинга вузов были переданы в межведомственную комиссию, которая будет их проверять. В этом году кое-что изменилось — теперь разные требования для столичных и провинциальных вузов, это касается количества иностранных студентов и обеспеченности площадями. Кроме того, к прошлогодним критериям добавился пункт про трудоустройство. Правда, эти сведения подаем не мы, их комиссия запрашивает в центрах занятости. В прошлом году мы попали в число вузов, нуждающихся в оптимизации деятельности, и мы разработали программу оптимизации, рассчитанную на три года.
К сожалению, у нас отстают от нормы показатели по двум критериям, и мы их никак не изменим. Это средний балл абитуриентов, он вырос по сравнению с прошлым годом, но все равно не достигает минимума в 60 баллов. И второй показатель — количество квадратных метров на студента. Студентов у нас много, а помещений недостаточно. Мы прогнозируем, что количество студентов будет сокращаться за счет уменьшения числа внебюджетников, эта тенденция сохранится. Сейчас у нас обучаются 8 тысяч человек, но думаю, что вуз с численностью в шесть — шесть с половиной тысяч студентов для Благовещенска будет оптимально. Тогда и площадей, и оборудования будет хватать.
— Раньше студенчество было революционной силой, а сейчас — вялая неактивная масса. Вы согласны с этим?
— Активность студенчества переместилась в частную жизнь. Но я не считаю, что частная жизнь менее важна и интересна, чем жизнь общественная. Другое дело, что у нас затормозился социальный лифт, когда молодые люди могут быстро продвигать идеи и к ним прислушиваются. Часть энергии у молодежи уходит в социальные сети. Действительно, каких-то глобальных студенческих инициатив я не вижу. И даже не знаю, хорошо это или плохо.
— Вы присутствуете в соцсетях? У вас есть свои аккаунты в Твиттере, Фейсбуке или Одноклассниках?
— Нет. Хочется немного одиночества, хоть иногда. Надо отдыхать от общения.
122 миллиона рублей — сумма гранта, который выиграл АмГУ в конкурсе проектов Министерства образования и науки РФ по подготовке высококвалифицированных кадров для приоритетных направлений развития регионов «Кадры для регионов».
Возрастная категория материалов: 18+
По поводу критерия оценки вуза с точки зрения процента трудоустройства. Два года назад к нам в компанию устраивались выпускники Дальгау и АмГУ. Последние состояли на учете в ЦЗН, там мы на них и вышли. А вот студенты дальгау тогда сказали нам, что им настоятельно не рекомендовано вставать на учет в ЦЗН. Вот вам и объективность оценки и «честная» конкуренция)
— Екатерина L (гость)