• «Посмотрите, как у нас здесь красиво и каким теплом веет от каждой картины».
  • В галерее можно увидеть работы художников из Москвы и Санкт-Петербурга.

Картины мастеров Москвы и Санкт-Петербурга, Украины и Белоруссии можно не только рассматривать, но и приобретать. Директор галереи уверена, что коммерческий проект окупится — в Приамурье строительный бум, а новые офисы и квартиры нужно обязательно украсить произведениями искусства. В беседе с корреспондентом АП москвичка Елена Воронцова, врач по образованию и директор галереи по должности, рассказала о том, как она стала творческим человеком, кто будет приобретать живопись и почему она любит этюды.

— Посмотрите, как у нас здесь красиво и каким теплом веет от каждой картины, в каждой работе есть своя энергетика. Я знаю, как художники работают на пленэрах по три-четыре часа, пока есть то освещение, которое им необходимо. Этюд, написанный с натуры, и картинка, списанная с фотографии, — разные вещи, в такой работе нет души, — начинает свой рассказ Елена Воронцова, директор первой художественной галереи в Благовещенске.

И она приносит два небольших этюда. Оба в спокойных зеленых тонах. На одном среди зелени яркий красный цветок, на другом — голубое небо и природа. Почему-то мне понравилась первая работа — не могу отвести взгляд, рассматриваю каждую деталь.

— Я же говорю вам — энергетика! — улыбается Елена и продолжает: — Люблю этюды, потому что это вещи настоящие, ведь художник не может принести с собой большое полотно на побережье реки, озера, моря, где дует ветер, он может взять только маленький картон или холст. В этих маленьких работах — душа художника. И она проникает в вас, вы сидите смотрите и постоянно что-то новое находите.

Одним из первых посетителей галереи в тот день стал житель Поднебесной. Он с легкостью называл имена российских художников и интересовался, есть ли в галерее работы Татьяны Яблонской и Петра Оссовского. В российской живописи он разбирался лучше, чем мы. Чуть позже выяснилось, что это частный коллекционер.

С Еленой Воронцовой он познакомился в Москве в Центральном доме художника, где у Елены Николаевны есть своя галерея. Когда китайский коллекционер узнал, что Елена открыла свою галерею в Благовещенске, не смог сюда не прийти. Китайский поклонник русской живописи присмотрел несколько работ, но покупать ничего не стал. Философски заметил — искусство требует времени и раздумий.

По словам Елены Николаевны, в Благовещенске пока в основном на живопись идут смотреть пожилые люди или бабушки с детьми. И что самое удивительное, достают деньги, чтобы купить билет. «Мы денег за вход не берем, считаем, что прекрасное должен видеть каждый», — улыбается директор.

Галерейный бизнес достаточно затратный, поэтому ставку галерист Воронцова делает на продажу картин художников из столицы, центральных регионов России и стран СНГ.

«Знаю больше искусствоведов»

Сейчас Елена Воронцова уверенно называет себя творческим человеком и в подтверждение своих слов добавляет, что открыла в себе небольшой талант — начала создавать скульптуры и даже стала членом Союза художников России. Хотя еще 13 лет назад о собственной галерее она даже не мечтала — думала, как бы прожить на зарплату врача. Рассказывает, что получала копейки, хотя работала в РДКБ врачом-реабилитологом, помогала восстановиться детям с ДЦП.

— Однажды получила отпускные, и оказалось, что денег даже на билет на поезд не хватает, чтобы съездить из Москвы к маме в Киев, забрать дочку. И тут хоть смейтесь, хоть нет, снится мне сон, что я продаю картины, — вспоминает Елена Воронцова.

В сон Елена Николаевна поверила. Купила на вернисаже маленькие работы с кошечками, собачками и пришла к ВДНХ. Раскупили все. Позже она помогала продавать работы художникам. А те в свою очередь рассказывали ей о живописи, о жанрах и технике. Помогло и самообразование, и вскоре Елена Воронцова с удивлением обнаружила, что знает не меньше некоторых искусствоведов.

Главное достижение, которым Елена Воронцова гордится, — ее галерея в Центральном доме художника, которая работает уже несколько лет. Теперь творческие люди и любители искусства ее имя знают и мечтают работать только с ней.

Из Москвы в Благовещенск

Открыть художественную галерею в Благовещенске Елене Воронцовой предложил председатель амурского регионального отделения Союза художников России Вадим Кондратьев. Идею начали обсуждать в декабре прошлого года. «Расширяться — это всегда хорошо», — считает директор галереи.

В Благовещенске Елена Воронцова была два года назад проездом в Китай, когда ее пригласили на открытие Музея русского искусства в Хэйхэ. Кстати, с китайскими коллекционерами и ценителями искусства она знакома, они не раз приезжали в ее московскую галерею за картинами. Теперь они смогут приобретать ту же живопись и в Благовещенске.

В планах директора галереи — открытие изостудии для всех желающих, где будут преподавать дипломированные специалисты. Обучаться живописи здесь смогут не только дети, но и взрослые в нескольких группах. Никакого предварительного отбора проводить не планируется. Научиться рисовать здесь помогут каждому желающему, правда уроки будут платными, но цена символическая.

— Это будут не уроки живописи в школе, а настоящая изостудия, которая может подготовить ребенка к поступлению в специализированный вуз. Отбирать для преподавания будем художников, которые захотят научить детей рисовать. Я через все это уже прошла, все это делала в Центральном доме художника, у меня работала изостудия. Это удивительно, у нас бабушки, выпускницы нашей изостудии, стали впоследствии членами Союза художников, а девушки-выпускницы поступили в высшие художественные заведения страны.

Живопись должна нести позитив

«При выборе картины в свою галерею я смотрю, что на ней изображено, кем она выполнена. Живопись должна нести позитив. Конечно, играют роль и личностные взаимоотношения. Иногда бывает — мне работа нравится, а людям нет. Когда такая висит в галерее полгода и ее никто не покупает, приходится говорить художнику, чтобы он поменял концепцию или написал что-то другое. Естественно, мастеру, который пишет натюрморты, никогда не предложу написать портрет. Сама, кстати, восхищаюсь портретистами и анималистами. Животных очень тяжело писать — трудно передать их эмоции. Настоящая живопись будет нести позитив еще долгие годы, она переживает всех нас, останется нашим детям, внукам и будет расти в цене», — говорит директор галереи.

МНЕНИЕ

Елена Воронцова, директор галереи:

— Здесь есть люди, которые готовы покупать произведения искусства, но многих надо к живописи приучить, объяснить, что картины всегда висели в домах. Важен не формат, ведь даже если ты живешь в однокомнатной квартире, у тебя найдется метр пространства, чтобы повесить работу. За время своей работы я поняла: живопись покупают те, кто слушает классику, это, как правило, люди 35—40 лет, которые росли в среде музыкантов, художников, ученых, либо люди, которые начали интересоваться искусством.

Вадим Кондратьев, председатель амурской организации Союза художников России:

— Во всех городах больших, особенно краевых, есть художественные музеи, у нас же только краеведческий, художественные салоны в основном перепродают картины. В первой созданной художественной галерее можно увидеть настоящее искусство. Здесь представлены работы художников из центральной части России. Сейчас выставочный зал в Благовещенске представляет собой единое целое. Это и художественный салон, и галерея. Мы пропагандируем искусство и будем привлекать к живописи и молодежь, пожилых людей. Планируем проводить мастер-классы, приглашать известных художников, организовывать пленэры. Не каждый может съездить на выставку в Москву или Киев, к примеру. Так как Елена Воронцова еще и директор галереи в Москве, работы амурских художников могут быть выставлены в столице. Это даст им возможность общаться со своими коллегами и повышать свой художественный, профессиональный уровень. Как говорят, красота спасет мир, вот этой красотой мы и хотим порадовать амурчан.

Прежде чем получить галерею, я организовала огромное количество выставок,
ко мне присматривались, обсуждали, какой материал я выставляю. Естественно, человек, который показывает низкосортную живопись, галерею не откроет.