Идея заняться оформлением подарков пришла жительнице Благовещенска Елене в то время, когда на экранах стали появляться зарубежные сериалы. В них герои дарили друг другу красиво упакованные презенты. В России моды на оригинальную упаковку на тот момент просто не существовало.
Начинали с китайских оберток
Сейчас во многих торговых центрах города есть свои точки по упаковке товара. Конкуренция в этом бизнесе большая, говорят предприниматели. Каждый предлагает свой ассортимент, качество бумаги, цветовую гамму.
— Я в этом бизнесе почти 20 лет. Пару десятилетий назад ничего кроме китайской пленки не было, — вспоминает предприниматель и мастер по оформлению подарков магазина «Товары для дома» Елена. — Первые образцы упаковки с голографией, которые везлись из Китая, были яркими, но непрочными — рвались прямо в руках во время работы. Такая бумага даже к холоду восприимчива: начинает осыпаться еще до того, как подарок вручен. Современные материалы более качественные, а тогда выбирать было не из чего. Что‑то везли, ленты у цветочников скупали. Всем премудростям приходилось учиться самостоятельно.
Первые шаги для российского бизнеса в постперестроечный период были непростыми. Амурские бизнесмены челноками ездили в Китай за товаром, привозили его на собственных плечах, а потом сами стояли за прилавком. Елена до сих пор помнит эти поездки, бессонные ночи, когда она, пока спал ребенок, стригла бумажные ленты, а потом скручивала и скрепляла банты степлером по 200—500 штук за ночь. Нарядные «одежки» для подарков сразу приобрели популярность. Все банты у Елены и сейчас только ручной работы, эксклюзивные.
Чтобы освоить азы нехитрого на первый взгляд мастерства оформителя, нужно минимум полгода. За это время мастер также учится правильно рассчитывать количество расходного материала.
— В канун праздников мы упаковываем до сотни подарков в день, иногда и больше. Бывает, что очередь у прилавка выстраивается. Некоторым покупателям просто некогда ждать, и они решают самостоятельно оформить подарок. Например, коробку с посудой. Достаточно знать, на сколько персон рассчитан сервиз, чтобы понять, сколько листов бумаги потребуется, какая нужна длина ленты, — делится Елена секретами мастерства.
Богемское стекло в бумажку не завернешь
Во что «одеть» подарок зависит от многих факторов. Оформитель всегда интересуется тем, кому предназначена покупка: мужчине или женщине, ребенку, родственнику или начальнику. Часто приходится подстраиваться под специфику товара, который продается в магазине, чтобы не получилось, что обертка будет стоить дороже, чем сам подарок. И наоборот — дорогая покупка должна иметь достойную «оправу».
— Дорогую вазу из богемского стекла в дешевую бумажку не завернешь. Есть, конечно, люди, которым все равно, лишь бы упаковка подешевле получилась. Но бывают и такие, кто тщательно подбирает подарок и ответственно подходит к его внешнему виду, — рассказывает Елена. — Первое впечатление всегда оставляет упаковка, а не то, что внутри.
— А с Дедом Морозом есть бумага? — прерывает наш разговор мужчина, держа в руках куклу Снегурочку.
— Закончилась. Только с Санта-Клаусом, — отвечает оформитель.
Выпускают такую упаковку только в России, небольшими партиями. А спрос на нее в Новый год стабильный. Вот и получается, что подарки для амурских ребятишек приносит не наш Дедушка Мороз, а заграничный Санта в колпаке и короткой шубе. Отечественные компании предлагают в основном красивые картонные коробки, обтянутые флоком и шелком. Упаковочную бумагу в Россию везут из Европы — Польши, Италии.
В предпраздничные дни работы столько, что мастерам и вдвоем не справиться. Большинство покупателей в магазин приходят в вечернее время.
— Многие, покупая подарки, об упаковке думают в последнюю очередь. В итоге на оформление тратят то, что осталось от основных покупок, — продолжает мастер, — поэтому экономвариант всегда будет популярен. Можно меньше чем за сто рублей подарок красиво оформить: 60 рублей стоит лист бумаги плюс 35 рублей бант. Есть подарки, которые можно долго не распаковывать. К примеру, бутылки с шампанским. Оформленные в виде мужского галстука или дамского силуэта, такие сувениры вполне могут выполнять функцию стильного предмета в интерьере.
Обычно экспресс-оформление покупки в магазине занимает пять-семь минут. Распаковывается маленькое произведение искусства также быстро.
— Красивая упаковка может подарить массу положительных эмоций. Модная стрижка тоже со временем обрастает, и макияж, над которым визажист столько трудился, вечером приходится смывать. Главное, что работа, которую мы делаем, не должна оставаться незамеченной, — считает Елена.
Отстаем от Москвы года на три
— Замотайте.
— Как?
— А чтоб красиво.
Стандартный диалог рядового покупателя и оформителя подарков. Наша мода от западной, по словам мастеров-оформителей, сильно отличается. Экологически чистая упаковка — натуральные ткани, — завоевавшая сердца европейцев, на амурских покупателей впечатления не произвела.
— Наши люди любят все яркое. Если говорить о подарочной упаковке, то от Центральной России мы отстаем года на три. Некоторые тенденции в Москве уже непопулярны, а к нам еще не дошли. Приглушенные тона, оттенки серого даже при высоком качестве упаковки, к сожалению, остаются за пределами внимания наших покупателей. Большой популярностью пользуются винтажные принты, традиционные новогодние картинки.
Профессиональное мастерство Елена и ее подопечные совершенствуют при помощи специальной литературы, перенимают опыт через мастер-классы зарубежных оформителей. «Иногда нужную информацию не найти даже на английском, не то что на русском. Помогают опыт и знания. У японцев, например, можно научиться их мастерству оригами. Они в основном используют натуральные ткани — шифон, панбархат. Если в работе применяется бумага, то, как правило, однотонная. У нас, в Благовещенске, эти веяния не прижились. Популярные прежде «хризантемы» из бумажных лент, блестящая обертка вышли из моды, но по-прежнему востребованы из-за низкой цены, — объясняет предприниматель. — Наши женщины иногда бывают настолько практичными, что, подбирая подарок мужу, выбирают коробку так, чтобы ее потом можно было приспособить под какие-нибудь мелочи. Пакеты нередко друг другу передаривают».
Советы от мастера по оформлению подарков
– Упаковка должна быть выдержана в одной цветовой гамме. Три оттенка в одной композиции не всегда смотрятся органично, лучше выбирать два цвета. Можно дополнить упаковку игрушкой, фигуркой, декоративной лентой или традиционным бантом. Иногда достаточно одной полоски красивой ленты, чтоб подарок выглядел изысканно и красиво.
– Бант заслуженно считают коронным приемом подарочной упаковки. Классический французский бант должен быть идеально ровным и симметричным. Изготовленный из атласной ленты, органзы или парчи, он выгодно смотрится на фоне однотонной бумаги.
– Ювелирные украшения упаковывать не стоит. Достаточно красивой бархатной коробочки.
– Подарок в фирменной упаковке или пакете достаточно дополнить бантом в тон обертке.
– Если обдумывать подарок заранее, то можно не ограничиваться стандартной оберткой и лентой. Например, чтобы бант получился «живым», можно добавить перья, стразы или бусины. При этом важно правильно вклеить все элементы и не перестараться с обилием деталей. Чувство меры здесь очень важно!
Цены на упаковку для подарков в Благовещенске – см. инфографику.
Традиция упаковывать подарки восходит к античным временам, когда подношения заворачивались в папирус. Делалось это не для украшения, а исключительно для охраны подарка от «дурного глаза».
Добавить комментарий
Комментарии